Амурского зрителя заинтриговали новые постановки драматического театра

Две премьеры, которыми открывается новый театральный сезон Амурского театра драмы, наполнены таинственной недосказанностью.

Косметика для кулис

О чем они, в театре не говорят. Лишь намекают, что подобных постановок амурский зритель еще не видел. Кстати, зрители увидят премьеры в недавно отремонтированном здании. 

- Нынешний сезон для нас юбилейный, поэтому очень хотелось превратить театр в самый настоящий храм искусства. Мы привели в порядок не только внешний вид здания, но и всю внутреннюю часть, - рассказала корреспонденту "РГ" директор театра Татьяна Бедина. - Заново отциклевали паркет, повесили красивые шторы, купили новые банкетки, смонтировали новую охранно-пожарную сигнализацию (та, что была раньше, просто устарела). Впервые за много лет деньги на ремонт выделило министерство культуры области.

В июле труппа областного театра драмы гастролировала по области. Разделившись на две группы, артисты колесили по городам и весям. Следом за ними шла фура с декорациями. Артисты дали спектакли в Свободном, Углегорске, Шимановске, Тынде, Екатеринославке и Серышеве. После этого, пока шел ремонт, они репетировали к открытию сезона сразу два премьерных спектакля.

- Сначала мы хотели поставить пьесу, связанную с историей Приамурья. Ведь в этом году отмечается 150-летие области. Даже объявили конкурс. Но, к сожалению, ни одна из представленных работ не подошла. Слабая драматургия, - продолжает Татьяна Бедина. - Тем не менее сезон откроем сразу двумя премьерами. Это две весьма необычные комедии. Один из спектаклей, "Ва-банк", поставлен по пьесе Александра Островского "Последняя жертва". Второй, "Пять - двадцать пять", написан молодым драматургом Даниилом Приваловым. Наряду с маститыми актерами нашего театра в них мы задействовали и молодежь.

Всего же в нынешнем театральном сезоне зрителям подготовят не меньше шести премьер. Кроме того, ведутся переговоры с Якутским театром драмы, труппа которого не прочь побывать в Благовещенске с гастрольным туром. Правда, пока о конкретных сроках не говорят. Причина банальна - отсутствие денег.

Накануне премьер корреспондент "РГ" встретился с режиссерами спектаклей, чтобы приоткрыть завесу тайны.

Ва-банк

Говорят, что молодому режиссеру проще всего ставить классику. Только из-за того, что она пользуется неизменным успехом у зрителей. Режиссер Сергей Дмитриев с этим в корне не согласен. Он считает, что понять замыслы драматургов, творивших полтора века назад, режиссеру намного сложнее. А потому и ставить эти пьесы гораздо интереснее.

Российская газета : Театр сегодня не просто храм искусств. Он должен приносить доход, чтобы выжить. Поэтому режиссеры чаще ставят современные коммерческие пьесы. Почему вы обратились к классике?

Сергей Дмитриев : Совершенно с этим утверждением не согласен. На мой взгляд, Островский невероятно современен. Это сегодня самый актуальный драматург, которого просто необходимо ставить. Каждый сможет убедиться в этом, посмотрев нашу премьерную постановку "Ва-банк". Молодая богатая вдова ищет новую любовь, но бедные женихи ее не интересуют. В итоге она находит "состоятельного" жениха, который на деле оказывается обыкновенным альфонсом. Она разорена и в конце концов вынуждена продать себя, свою молодость и красоту богатому дедушке. Типичная современная история, не правда ли? Она действительно актуальна для нашего времени. Думаю, этот спектакль приведет в театр и старых, и молодых. Я вообще рекомендую приходить на него семьями.

РГ : Получается, что это типичная драматическая история, а вы называете ее комедией…

Дмитриев : Все действие на сцене происходит, как при игре в рулетку. Герои пытаются разыграть друг друга, но в итоге сами становятся фишками, и уже их разыгрывают совсем иные силы. В этой пьесе нет отрицательных персонажей, нет охотника и нет жертвы. Все люди просто хотят жить лучше и стремятся к этому. Но обстоятельства заставляют их бороться любыми способами, поэтому они готовы идти ва-банк, чтобы сорвать куш. Они совершают не самые хорошие поступки, но делать это их заставляет жизнь. Я не склонен драматично воспринимать этот сюжет, тем более что в пьесе очень много тонкого юмора.

РГ : Значит, вы уверены, что постановка по пьесе XIX века будет иметь успех у зрителей XXI?

Дмитриев : Несомненно. Тем более что это не классическая постановка, а лишь стилизованная под классику. Есть не самая лучшая, на мой взгляд, тенденция играть Островского пафосно: медленно произносить фразы, неспешно передвигаться по сцене. Все потому, что во времена, когда жил автор, люди все делали именно так. Я постарался уйти от этого. Так что действие на сцене смотрится очень динамично.

Пять - двадцать пять

Сергей Бердский - молодой режиссер, окончивший недавно Щукинское училище. Правда, амурскому зрителю он уже запомнился своим дипломным спектаклем "Эти свободные бабочки". Сергей Бердский предпочитает ставить спектакли по произведениям современных авторов, потому как твердо убежден: ставить нужно лишь то, что понимаешь.

Российская газета : Сергей, ваша постановка окутана завесой тайны. О чем все-таки спектакль?

Сергей Бердский : О молодом парне. Он употребляет наркотики и после принятия очередной дозы пытается покончить с собой, но впадает в кому. Оказавшись на грани между жизнью и смертью, он предстает перед богом и чертом. Они предлагают ему сыграть в игру, которая проходит в формате реалити-шоу. Главный приз - возможность вернуться в тот день, когда он был по-настоящему счастлив.

РГ : Об этом спектакле уже говорят как об одном из самых оригинальных. Чем же он так необычен?

Бердский : Оригинально уже авторское название - "Депрессивная пьеса с хорошим концом". Это комедия, но с глубоким смыслом. Длится спектакль один час 40 минут без антракта. Чтобы спектакль легко воспринимался, а заложенный в нем смысл читался, он должен быть динамичным. Думаю, нам удастся этого достичь.
Постановка необычна многим. В спектакле всего шесть действующих лиц, причем здесь нет второстепенных ролей: все герои - главные. Очень интересна музыка, которую специально для спектакля написал местный композитор Юрий Еременко. Декорации разработала художник из Иркутска Марина Борисова.
 
Скажу, что мы попытались совместить театр и кино. В спектакле в определенный момент возникает пауза. По замыслу драматурга ее заполняет синхронный текст. Однако мне показалось, что зрители не смогут полностью осмыслить его. Поэтому мы сняли видеоролик.