16.10.2008 03:55
    Поделиться

    Новосибирские инвалиды через суд добиваются прозрачности жилищной очереди

    Кто получил квартиры за последние 17 лет? Как продвигалась очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий? "Просим истребовать информацию" - такие беспрецедентные заявления почти одновременно поступили в суды Заельцовского и Кировского районов Новосибирска.

    О сестрах Добровольских, инвалидах детства, "РГ" уже писала - жилье за счет государства положено и Галине, и Татьяне, которая еще и мать-одиночка, то есть льготник в квадрате. В очереди на улучшение жилищных условий в Кировской администрации они стоят уже 17 лет, и последние три года активно требуют… нет, не квартиры, а списки тех, кто в районе на эти квартиры претендует, и кто получил жилье с декабря 1991-го. Три года они пытались найти эту информацию, обращаясь как в администрации разных уровней, так и в прокуратуру, вплоть до Генпрокурора РФ Юрия Чайки. Безрезультатно. Им сообщают только номера их собственной очереди. Причем информация противоречивая. Например, 10 сентября прошлого года, как явствует из ответа прокуратуры, номер Добровольских в общей очереди был 1 200-й. А в феврале 2008-го на очередной запрос сестер "обрадовали" - вы 1 642-е. Откуда перед сестрами появилось 442 новых претендента на жилье? Что случилось с очередью и почему она так "мутировала", продвинувшись не вперед, а назад? Устав раздумывать над этими странными метаморфозами, Добровольские обратились в суд. Они защищают не только собственные права. Но и права всех льготников, десятилетиями ждущих в тесных углах "первоочередной" квартиры.         

    -  Можно сделать вывод, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ведется совсем, - говорят Добровольские. - Иначе как истолковать то, что за три года нам так и не предоставили соответствующих данных? Правила учета "очередников" определены еще в постановлении Совмина СССР 1984 года, и с тех пор пережили несколько редакций, но их принцип сохранился. Это открытость и доступности информации, регулярная перерегистрация списков и строгая отчетность.

    Заявление Добровольских в суд коротко и ясно: "Вышеназванные списки нам нужны для того, чтобы убедиться в соблюдении наших прав как очередников при предоставлении жилых помещений. Считаем, что действиями администрации Кировского района нарушено гарантированное Конституцией право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие наши права и свободы".

    Но чиновники продолжают хранить тайну очереди и в суде. И, более того, если верить словам представителя Кировской администрации, этой очереди больше не существует.   

    -  Распоряжаются муниципальным жилищным фондом мэр и мэрия, - заявила суду представитель Кировской администрации Наталья Корчагина. - Администрация района не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений и, соответственно, по составлению списков граждан. А в связи с отсутствием в настоящее время планового распределения жилых помещений, администрация Кировского района не располагает указанными списками и не может их вывешивать для общего сведения.

    Что означает заявление об "отсутствии планового распределения", Добровольские и их представитель Людмила Егорова пока не разобрались. Если нет планового, то какое осталось? Почему с инвалидами продолжают играть в игру с "очередными" номерами (последний ответ, напомним, получен в феврале нынешнего года)? Какими документами, в конце концов, регулируется обеспечение инвалидов жильем в Новосибирске?

    -  Есть два любопытных момента, - говорит Людмила Егорова. - Во-первых, еще в декабре 2005-го мы получили ответ руководителя областного департамента строительства и ЖКХ Владимира Анисимова. "Готовится проект постановления губернатора об утверждении Порядка обеспечения жильем в Новосибирской области за счет субвенций из федерального бюджета", - пишет нам Анисимов. Прошло почти три года. Порядка (как в прямом, так и переносном смысле) нет до сих пор, а постановление не принято. Во-вторых, в этом же ответе говорится, что единый список льготников составляют на основе данных районных администраций. Следовательно, в районе списки очередников есть. Или, во всяком случае, должны быть.

    Но если сестры Добровольские заявили в суд о претензиях только к районной администрации, то их "коллега" из Заельцовского района Ирина Белогородская, стоящая в очереди 23 года, оказалась предусмотрительнее. Она требует предоставить ей информацию о предоставлении жилья и из мэрии, и из администрации Новосибирской области, где распоряжаются федеральными субвенциями. Какое решение примет суд в этой уникальной ситуации? "РГ" будет следить за развитием событий.

    P. S. Кроме "отсутствия планового распределения" квартир, чиновники ссылаются еще на одно непреодолимое препятствие на пути инвалидов к правде. По их словам, рассекретить информацию о получателях квартир им не дает… закон  "О персональных данных", принятый в 2006 году. Сколько человек получили квартиры и кто эти люди - личное дело самих получателей. Персональное. Логика, доведенная до абсурда, считают инвалиды. "При предоставлении квартир за эти годы не обошлось без нарушений, - уверена  Людмила Егорова. - И мы намерены это доказать".               

                  
     

    Поделиться