В связи с финансовым кризисом многие планы южноуральских властей придется скорректировать, однако приоритетные проекты будут реализованы в любом случае, считает первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов.
Российская газета: Владимир Николаевич, какими могут быть последствия мирового финансового кризиса для Южного Урала?
Владимир Дятлов: Информация, которую мы получаем, говорит о том, что нынешний кризис не сравним с событиями 1998 года. Ни один аналитик пока не может предсказать, чем это обернется для экономики. Понятно, что масштабом фондового рынка кризис не ограничится, он затронет абсолютное большинство людей. Запасов и резервов всех стран не хватит для того, чтобы погасить его безболезненно. Результат будет зависеть от правительств ведущих мировых держав, консолидации их усилий. Министр финансов Алексей Кудрин объявил, что в России началась рецессия. Наша область не исключение. С предприятий сообщают, что падают объемы заказов, возникли проблемы с выделением кредитных линий для реализации инвестиционных проектов.
РГ: Какой будет судьба крупных инвестпроектов, которые реализуются на многих промышленных предприятиях региона?
Дятлов: Это зависит от действий федерального правительства и Центробанка. Пока, на мой взгляд, государственные регуляторы включены не в полном объеме. Надо сделать все для сохранения и развития внутреннего рынка. Та продукция, которую предприятия теперь не могут поставлять на внешние рынки, в том числе и уральский металл, должна быть востребована внутри страны. Нельзя заморозить инвестпроекты, которые реализуют крупнейшие предприятия, иначе будут выброшены на ветер огромные деньги. Надо обязательно достроить и стан-5000 на Магнитке, и стан на Челябинском трубопрокатном заводе, и мощности по производству рельсов для скоростных железных дорог на металлургическом комбинате в Челябинске. Государству при необходимости следует перекредитовать их через уполномоченные банки.
Второе направление, которое обязательно должно получить поддержку государства - ипотека. Это поможет выстоять строительной отрасли и потянет за собой длинную цепочку - промышленность стройматериалов, металлургия, машиностроение... Если принять своевременные меры, даже в условиях кризиса можно не только потерять, но и приобрести.
РГ: Каких конкретных решений по поддержке ипотечного кредитования вы ждете от федерального правительства?
Дятлов: Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки выкупила закладные на сумму почти 500 миллионов рублей. Для региона это существенно. Все лето федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию практически не выкупало их. Между тем еще в июне правительство должно было выделить агентству 20 миллиардов рублей. Сейчас объявлено, что уставный капитал АИЖК увеличат на 60 миллиардов, чтобы обеспечить функционирование системы. По предварительной информации, эти деньги поступят не раньше конца ноября. В текущем месяце на выкуп закладных будет направлено только 45 миллионов. Естественно, нас не устраивает такая ситуация - это замороженные деньги, они не работают, мы не можем их реинвестировать в строительство.
РГ: Как реагирует на финансовый кризис региональный рынок недвижимости?
Дятлов: В Челябинской области ипотечные кредиты выдает только Сбербанк. Все остальные либо закрыли, либо приостановили свои программы. Собственных средств на покупку жилья у населения нет. Объем сделок в регионе уже заметно сократился, так что жилье будет дешеветь. Вторым фактором, усиливающим тенденцию, будет "сброс" недвижимости, которую использовали в качестве инвестиционного инструмента. По оценкам экспертов, до 50 процентов нового жилья покупалось именно с этой целью. Думаю, падение цен будет ощутимым. Есть данные, что некоторые челябинские компании уже сориентировались в ситуации: в престижном северо-западном районе квадратный метр предлагают по 28 тысяч рублей, а еще недавно продавали по 40-45 тысяч. Большинство застройщиков привлекает заемные деньги, которые со временем надо отдавать. Как рассчитываться с подрядчиками? Квартирами, по взаимозачету. А тем, в свою очередь, тоже нужны деньги, чтобы заплатить зарплату, налоги, и они начнут продавать квартиры еще дешевле, чем первичный владелец жилья. Спад в строительстве приведет к уменьшению объема продаж металлов на внутреннем рынке, ведь в строительную отрасль направляется примерно 40 процентов продукции черной металлургии.
РГ: Возможно, в новой экономической ситуации будут скорректированы планы не только жилищного строительства, но и дорожного? Продолжится ли реконструкция федеральных трасс, проходящих по территории Челябинской области?
Дятлов: Кризис, не кризис - дороги нужно делать, ведь без нормальной инфраструктуры остановится развитие экономики. Федеральное финансирование еще не началось. Только в следующем году мы приступим к проектным работам, строительство начнется в лучшем случае в 2010-2011 годах.
РГ: Сколько средств выделит федеральный бюджет на эти дороги?
Дятлов: Две трассы - на Уфу и Екатеринбург, плюс объездной участок Троицкого тракта в районе Южноуральска первоначально оценены в 51 миллиард рублей. Мы договорились с министром транспорта Игорем Левитиным, что трасса М-5 будет образцовой. Здесь появятся всевозможные объекты придорожного сервиса, европейский набор услуг для транзитных автомобилей. За счет регионального бюджета мы компенсируем малому и среднему бизнесу проценты по инвестиционным кредитам на строительство гостиниц, предприятий общепита, заправочных станций, ремонтных мастерских. С привлечением областных и муниципальных средств будут оборудованы съезды, полосы разгона.
РГ: Не отразится ли кризис на состоянии энергетики региона?
Дятлов: После ликвидации РАО "ЕЭС России" обнаружилось, что все годы, пока шло реформирование, система поддерживалась на минимально возможном работоспособном уровне. Реальных денег в развитие энергетики и даже в капитальный ремонт оборудования не вкладывалось. Требуется серьезная работа по модернизации и развитию основных энергетических агрегатов и сетей. Но для этого необходимо увеличить инвестиционную составляющую в тарифе. Кроме того энергоснабжение целых населенных пунктов или стратегических производств, например комбината "Маяк", зависит от наличия или отсутствия резервной линии. Поэтому деньги на прокладку этой линии, на наш взгляд, должно выделить государство. Мы готовы софинансировать.
РГ: Какова финансовая устойчивость Челябинской области?
Дятлов: У нас сбалансированный бюджет, мы все эти годы жили в условиях профицита. В сентябре приняли поправки - увеличили доходную и расходную части на три миллиарда рублей. Налоги поступают в плановом режиме, мы ничего не потеряли. Есть и резервы, которые позволяют утверждать, что в ближайшее время проблем с выплатой зарплат, реализацией социальных проектов не будет. Ресурсов достаточно, но все же региональное правительство планирует в ближайшее время разработать программу экономии бюджетных средств.Владимир Дятлов: Нынешний кризис не сравним с событиями 1998 года