16.10.2008 03:33
    Поделиться

    Уральцы ходят в секонд-хенды за уникальными вещами

    Бизнес на секонд-хенде начинает приживаться на Урале

    На среднем Урале развивается сеть магазинов, торгующих подержанными одеждой и обувью. Главная задача, утверждают бизнесмены, - сформировать вкус покупателя, привлечь его качественными, а порой даже уникальными вещами.

    Из первых рук

    Когда магазины секонд-хенд только появились в России, признаваться, что вещь оттуда, было не принято. Люди, воспитанные на советских стереотипах и восприятии "комиссионки", и сейчас порой стесняются говорить об этом вслух. И напрасно.

    История происхождения секонд-хенда, по одной из версий, весьма благородна и восходит к Англии XVII века. Тогда короли из особой милости дарили свою одежду вассалам. Плащ передавался на время и только особо приближенному фавориту - "второй руке" короля. Отсюда и название.

    Все что продают сегодня "секонды" в России - товар исключительно европейского происхождения, "породистый". На вещевых развалах можно найти одежду известных марок, пусть не самых дорогих, но качественных. А если повезет - подлинные вещи именитых модельеров, причем за смешные деньги.

    Источник такого богатства - специализированные европейские фабрики по переработке, где "затариваются" оптовики, которые поставляют товар в магазины. Как рассказала исполняющая обязанности директора оптовой компании Оксана Демакова, дисциплинированные европейцы приучены сортировать и упаковывать ненужные вещи, перед тем как выбросить. Их собирают и доставляют на фабрику.

    Далее одежду перерабатывают: кожу отправляют в Индию и Пакистан на ремни, перчатки, кошельки; чистую шерсть - в Италию на ковры. Совсем негодная одежда режется на ветошь. Малая часть вещей - с наименьшим износом и в хорошем состоянии - отбирается для повторной продажи. Такие вещи в Россию везут отовсюду: из Англии, Германии, Бельгии, Голландии и даже Австралии.

    Вторсырье класса "люкс"

    На фабриках одежду обрабатывают специальными химическими составами, потом паром - отсюда и запах, свойственный секонд-хенду. На фабрике одежду и сортируют. Как рассказала директор сети магазинов Евгения Покрышкина, общепринятых категорий секонд-хенда нет, но оптовики и розничные продавцы выработали свою систему. Самая дорогая и качественная одежда - это "люкс". Она практически новая (в обычном магазине вещи тоже часто примеряют несколько человек), в этой категории попадаются самые известные бренды. Следующая - "экстра". Здесь 5-10 процентов новой одежды, остальное - с минимальным износом. Затем идут первая, вторая и третья категории, последняя - это ветошь. Магазины Екатеринбурга в основном берут "экстра", ниже первой категории практически никто не опускается.

    Кроме того, фабрики могут упаковывать разные по качеству категории одежды по сезонному или видовому принципам: отдельно блузки, отдельно пальто. Есть и еще один вид секонд-хенда, пожалуй, самый интересный для коллекционеров - "оригинал". Это вообще нерассортированные вещи - те, которые сдаются людьми в пакетиках. Интрига в том, что среди одежды можно найти другие вещи - от фотоаппаратов до книг. Среди работников магазинов ходит легенда, что однажды на складе в таком тюке нашли дорогие швейцарские часы.

    Отбирать какой-то специальный товар магазины могут еще на стадии закупки. Большинство оптовиков позволяет просматривать вещи на складе, чтобы определиться, брать весь тюк или не брать его вовсе. Возвращать такой товар ни на склад, ни в магазин по закону нельзя.

    Продают товар оптом на вес. Как рассказала Вероника Козловских, директор оптовой компании, килограмм "люкса" для магазинов стоит 350-700 рублей, "экстра" - 250-380, первая категория - 170 рублей за кило, а "оригинал" еще дешевле - около сотни.

    В одной связке

    Оптовая торговля секонд-хендом в Екатеринбурге развита очень хорошо, а вот розничная отстает. На пять крупных поставщиков - около трех десятков магазинов.

    - Поставщики помогают своим клиентам и открыть новые магазины, и вести уже существующий бизнес. Они не только делятся опытом, но иногда оказывают финансовую поддержку, - пояснила Оксана Демакова.

    В чем особенности одежды, закупленной в разных странах? Вещи из Германии отличаются практичностью и большими размерами, английские - небольшими размерами и интересными фасонами, декоративными украшениями, Австралия поставляет главным образом летнюю и спортивную одежду. Из Америки приходит одежда больших размеров и хорошие детские вещи, 90 процентов которых практически без износа.

    Многие из поставщиков работают напрямую с фабриками, что дает им преимущество перед столичными компаниями, которые стремятся освоить уральский рынок. Хотя Москва, Санкт-Петербург, Калининград - это своего рода барьеры, задерживающие качественные вещи. Да и транспортные расходы уральских компаний высоки, что отражается на закупочных ценах для магазинов.

    Клуб по интересам

    Покупатель в секонд-хенде - фигура ключевая. По некоторым подсчетам, лишь десять процентов населения лояльны к таким магазинам и совершают там покупки хотя бы время от времени. Как говорят продавцы, посетителя сначала надо просветить, а потом с помощью хорошей одежды привить ему приличный вкус.

    Товар здесь почти всегда в единственном экземпляре. Этот, на первый взгляд, недостаток магазины сумели обернуть в достоинство. Подход такой: они торгуют не поношенными вещами, а уникальной качественной одеждой. Она востребована. Это миф, что "секонды" посещают исключительно малоимущие или асоциальные граждане.

    - В такие магазины ходят не от бедности, - уверена Евгения Покрышкина. - Мы проводили анкетирование среди покупателей, и практически все из них указали в графе "доходы" - выше среднего.

    Конечно, покупатели здесь с разными кошельками и мотивами: кто приходит за низкой ценой, кто за качеством, кто - за известными брендами. Последние в "охоте за бирками", случается, доходят до драки.

    - Большинство россиян "воспитано" китайским рынком - дешевой, но новой одеждой. А то, что она не переживет первой же стирки, не важно, - сетует владелица магазина секонд-хенд, не пожелавшая представиться. - Я специально ориентировалась на люксовый товар, хотела сформировать своего покупателя. Но, видимо, район для этого выбрала не самый подходящий. Буквально на днях магазин пришлось закрыть. Но не жалею: я сама и все мое окружение оделись просто супер.

    Сами магазины тоже очень разные: остались такие, где нужно рыться в коробках в поисках нужной вещи, но есть и те, где продают чуть ли не прошлогодние коллекции известных брендов.

    Одна из оптимальных стратегий, которая может в будущем "выстрелить" на этом рынке, - клубный магазин, считает Виктория Киселева, владелица магазина, торгующего секонд-хендом и конфискатом (сток).

    - Хочется создать винтажный магазин, работать с "оригиналом". Возможно, самим шить вещи, стилизованные под винтаж. Специально для этого я привлекла помощниц - талантливых, увлеченных студенток архитектурной академии, - говорит она. - В Санкт-Петербурге подобные магазины уже есть, но там и покупатель другой - он знает толк в вещах, чувствует их. У меня тоже появляются такие клиенты, иногда я даже сама учусь у них.

    В основном это интеллигенция - люди творческих профессий, те, кто часто бывает за границей. Они ценят качество и индивидуальность. Каждый продавец в "секондах" знает этих покупателей в лицо. Некоторые магазины даже обзванивают их в день поступления нового товара.

    Бизнес как хобби

    Торговля секонд-хендом требует личной увлеченности. Это очень женский бизнес, некоторые даже сравнивают его с хобби, с шопингом.

    Но есть и другие обстоятельства, делающие этот бизнес больше похожим на увлечение, чем на зарабатывание денег - отсутствие стабильности и непомерно высокая арендная плата за помещения. По словам Виктории Киселевой, для торговли секонд-хендом требуются большие площади, если ориентироваться на западные образцы - не менее 100 квадратных метров. Если магазин еще и в хорошем районе, ставка станет неподъемной. Получается замкнутый круг: чтобы были хорошие обороты, нужно хорошее помещение, окупить которое при нынешней стоимости товара не удается, а дороже продавать невозможно. В этой ситуации более или менее развиваются сети магазинов - благодаря большому обороту. Большинству одиночек остается ютиться по подвалам в отдаленных от центра города районах.

    Тем не менее, новые магазины открываются. Эксперты предполагают, что стоит даже ждать роста популярности секонд-хенда в условиях снижения покупательской способности и прихода европейской культуры экономии и вторичного потребления. Кроме того, прогнозируется приход на наш рынок западных фирм, которые принесут новые форматы торговли. А когда отечественная легкая промышленность встанет на ноги и обеспечит перенасыщение потребительского рынка, возможно, и в России будет организован сбор вещей для секонд-хенда.

    Поделиться