На виновных в кризисе на рынке авиатоплива могут завести уголовные дела

Вчера президент Дмитрий Медведев потребовал самым решительным образом разобраться с безобразной, по его словам, ситуацией с авиатопливом. Мерами призвал не гнушаться - вплоть до уголовных дел.

История российского AirUnion уроком для других авиакомпаний не стала.

Ситуация стала критической, поскольку вчера вице-премьер Сергей Иванов, курирующий отрасль, получал наставления лично от главы государства.

"По ценам на авиакеросин ситуация просто безобразная", - возмущался Дмитрий Медведев. За пару месяцев цена нефти упала со 140 долларов в два раза, а цены на авиатопливо в России остались прежними, хотя во всем мире пошли вниз. При этом, отметил президент, наши компании торгуют топливом по месячным контрактам. "Даже исходя из этого, можно было откорректировать эти цены, - считает Медведев. - Какую же нужно норму прибыли закладывать, если в этой ситуации никаких изменений не произошло?"

- Поручаю правительству окончательно разобраться по линии антимонопольного регулирования, что происходит в этой сфере, какие существуют сговоры, в чем проблема, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования, - поручил Дмитрий Медведев.

Вероятно, раздражение руководства страны вызвал еще и невнятный, ближе к игнорированию, ответ крупнейших нефтяных компаний на требование Федеральной антимонопольной службы снизить цены на бензин и авиатопливо. Во всяком случае глава государства фактически дал карт-бланш правительству на меры воздействия. Если штрафы в рамках антимонопольного законодательства, то можно по максимуму, а если доказана криминальная составляющая - вплоть до возбуждения уголовных дел. "Соответствующее поручение я дам правоохранительным органам, - пообещал Медведев. - Больше эту ситуацию терпеть нельзя. Нужно принять ряд безотлагательных мер. Причем нужно сделать это как можно быстрее, потому что нужно этот гордиев узел разрубить, иначе это никогда не закончится".

Вице-премьер Сергей Иванов в ответ доложил, что предпринимает правительство для пассажиров компании "Интеравиа", которые в эти дни томятся в аэропортах по всей стране. В среду, рассказал он, был осуществлен первый рейс на Магадан, куда летает только этот авиаперевозчик. А вчера планировалось осуществить два рейса по маршруту Москва - Иркутск - Благовещенск, которые на обратном пути должны были забрать пассажиров из Иркутска.

Таким образом, возможно, будет снята проблема на дальневосточном маршруте. Что касается южного направления, то там, сообщил Иванов, авиакомпании "Сибирь" и "Аэрофлот" будут брать на свободные места пассажиров с билетами "Интеравиа".

- Ситуация с "Интеравиа", как и августовский кризис с AiRUnion, характеризует очень тяжелое состояние отрасли авиаперевозок на сегодняшний день, - заключил вице-премьер. - Очень высокие цены на авиакеросин, на аэропортовое обслуживание, на аэронавигационное обслуживание ставят все компании, в том числе и крупные, такие, как "Аэрофлот" и ГТК "Россия", в достаточно сложное положение. Фактически они работают в убыток, а с возникновением проблем с кредитованием топливо авиаперевозчикам отпускается только при условии стопроцентной оплаты.

Сергей Иванов пришел к главе государства уже с некоторыми идеями, как спасти отечественные авиакомпании от дальнейшего краха. "Смысл их заключается в том, чтобы восстановить доверие и кредитовать за счет госсредств приобретение топлива и вообще осуществление всей текущей деятельности авиакомпаний-перевозчиков", - заявил вице-премьер. В частности, правительство предлагает предоставить отсрочку на шесть месяцев по уплате таможенных пошлин и НДС на иностранные воздушные суда и запчасти к ним без необходимости обеспечения залога.

После авиации разговор переключился на оборонную промышленность, где в связи с финансовым кризисом проявились свои проблемы. Вице-премьер Иванов констатировал - в оборонно-промышленном комплексе стали проявляться проблемы с кредитованием.

"Я считаю, что "оборонку" мы должны поддержать в первую очередь, - заявил на это Медведев. - Мы не можем допустить здесь кризиса неплатежей, тем более что возможности для этого у нас есть". Ситуация в отрасли находится на личном контроле у другого вице-премьера - Алексея Кудрина

Определенной поддержкой ВПК станет гособоронзаказ, который в 2009 году составит 1,3 триллиона рублей. Причем первоначальные объемы финансирования программы составляли около 1,2 триллиона. Однако впоследствии сумма была увеличена. Сначала к планам на 2009 год добавили 60 миллиардов рублей. А после событий в Южной Осетии Военно-промышленная комиссия вернулась к формированию оборонзаказа и были приняты бюджетные заявки силовых структур дополнительно на сумму 344 миллиарда.

"Мы обязаны сохранить эти цифры, которые, надеюсь, будут утверждены в рамках бюджета, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Но этого мало, их нужно правильным образом освоить, что связано с формированием конкретного портфеля оборонных заказов на наших оборонных предприятиях".

Глава государства при этом обратил внимание на необходимость переоснащения военно-морского компонента армии. "Это одна из самых недофинансированных отраслей ОПК, - заметил он. - Хотя там есть проблемы с самим производством, но и туда надо вкладывать деньги, даже несмотря на текущую ситуацию с финансами, которая существует во всем мире".