В Архангельске речники закрывают навигацию из-за темноты и безденежья

С понедельника на некоторых рейсах в дельте Северной Двины теплоходы будут ходить в два раза реже.

Пока речные суда на линиях Архангельск - Чубола и Архангельск - Тойвотово ходят два раза в день. С начала следующей недели останется по одному рейсу. На первом маршруте услугами речного транспорта пользуются жители 14 населенных пунктов Приморского района и окраинных поселков Архангельска, на втором - семи. Это островные территории. Часть населения здесь проживает постоянно, а летом приезжают дачники. Осенью пассажиропоток сократился, однако перевозки все равно остаются востребованными: в выходные теплоходы заполнены "под завязку".

Как пояснила корреспонденту "РГ" заместитель отдела перевозок Архангельского речного порта Светлана Мельникова, количество рейсов уменьшают, как только начинает сокращаться продолжительность светового дня. В темное время суток теплоход не может идти по руслу из-за отсутствия навигационного освещения. Это небезопасно. Поэтому в обычном режиме перевозки осуществляют только по основному судовому ходу (Маймаксанскому рукаву Северной Двины), где освещение есть.

По словам Мельниковой, установка оборудования требует значительных затрат. Областной бюджет не может взять их на себя: все работы по рекам - от дноуглубления до обслуживания систем навигационного освещения - должны финансироваться из федерального бюджета.

В департаменте транспорта и связи обладминистрации "РГ" сообщили, что область получает средства на эти цели. Более того, чиновники настаивают на увеличении финансирования на 2009 год, чтобы за счет дноуглубления обеспечить проход судов с осадкой не 145 сантиметров, как сейчас, а 160.

Но просить о выделении средств на установку дополнительного светового оборудования в департаменте не считают целесообразным. Во-первых, пассажиропоток не настолько велик, чтобы была необходимость в частых рейсах, в том числе в темное время. Во-вторых, навигационная обстановка обойдется в миллионы рублей. Наконец, осуществлять речные перевозки ради пяти-десяти пассажиров (такова примерная наполняемость судов в рабочие дни) для предприятий просто разорительно. Выручка от билетов и даже дотации из областного бюджета не покроют затрат на топливо.
  
Между тем
В бюджете Архангельской области на 2008 год для дотирования пассажирских речных перевозок предусмотрено 31,7 миллиона рублей. Средства выделяют муниципальным образованиям и предприятиям.