Новости

17.10.2008 03:12
Рубрика: Экономика

Контрольное прослушивание

Импресарио не платят за авторские права

Гастрольные концерты, дающие неплохой заработок исполнителям и организаторам, зачастую не приносят прибыли авторам музыкальных произведений. Соответствующие службы в Новосибирске пытаются изменить ситуацию.

- Организация гастрольной деятельности - одна из самых проблемных сфер с точки зрения законодательства об авторских правах, - заявила "РГ" инспектор Сибирского филиала Российского авторского общества (РАО) Ольга Буртелова. - В Новосибирске, по нашим оценкам, действует более тридцати трудноуловимых фирм-однодневок, которые привозят сюда звезд, собирают деньги за один концерт, а затем исчезают с правового поля. Никаких вознаграждений авторам за публичное исполнение их песен, естественно, не выплачивают.

Если же и выплачивают, то в размере, значительно меньшем, чем это предусмотрено действующим законодательством, поскольку валовый сбор от продажи билетов организаторы концертов указывают произвольно, а сумма авторского вознаграждения определяется в процентном отношении к валовому сбору.

По закону организатор концерта должен поделиться с авторами песен пятью процентами от кассового сбора. Допустим, выручка от продажи билетов составила пять миллионов рублей - авторам хитов, права которых охраняет государство, будьте добры отдать четверть миллиона. Обязанность же платить авторское вознаграждение лежит на организаторе концерта, а не на владельце площадки и не на коллективе, который исполняет музыку. Импресарио считается пользователем музыкальных произведений и должен иметь лицензионный договор с РАО.

- Кроме защиты прав авторов, мы выполняем еще и фискальную функцию, - говорит замдиректора Сибирского филиала РАО Владимир Гумиров. - С авторских вознаграждений платится подоходный налог, а искажение отчетных данных и отказ от выплаты авторских вознаграждений приводит к недоплате налогов. Например, учредитель и фактический владелец "Сибирских гастролей" и "Сибирского концерта" Виктор Захаренко в феврале провел в Новосибирске концерт "Машины времени". Валовой сбор, по ориентировочным подсчетам, составил 3,4 миллиона рублей. Поэтому сумма авторского вознаграждения должна была равняться 170 тысячам рублей, а налоги превысили бы 22 тысячи. Однако ни копейки авторского вознаграждения выплачено не было.

По данным РАО, это не единственные гастроли, организованные Виктором Захаренко без выплаты авторских. В апреле был концерт группы Scorpions, в репертуаре которой есть произведения членов одного из зарубежных музыкальных издательств, уполномочившего РАО управлять правами авторов на территории России. По подсчетам специалистов, кассовый сбор от концерта составил 15 миллионов рублей, так что невыплаченное авторское вознаграждение равнялось уже 750 тысячам.

Наконец, 24 сентября в оперном театре пел хор Турецкого, приглашенный тем же импресарио. Инспекторы РАО купили билеты на концерт и записали его на диктофон, проведя грозную операцию под названием "контрольное прослушивание". Кроме того, инспекторы обратились в новосибирское ГУВД с заявлением, посчитав, что организатор нарушает Кодекс об административных правонарушениях.
- Административное производство не возбуждено, ведется проверка, - сообщил начальник отдела ГУВД Новосибирской области Владимир Руденко. - Запись концерта передана в консерваторию, для того чтобы определить, какие песни исполнялись на концерте и кто является их авторами - это имеет определяющее значение при установлении суммы ущерба, который нанесен в результате нарушения закона.

Между тем сами российские импресарио к требованиям РАО относятся как к очередной попытке "кошмарить" их бизнес. Артистам они платят. Но авторам, да еще и через общественную организацию, да еще и пять процентов от валового сбора - это уж слишком.

- Гастролей не будет, Новосибирск останется без концертов, - сказал "РГ" Виктор Захаренков. - Это простая арифметика. Нередко рентабельность проектов - всего десять процентов от вала. И мы должны отдавать авторам половину прибыли? Вам не кажется это несколько завышенной ставкой? А ведь иногда рентабельность концерта составляет всего пять процентов от сбора, или мероприятие может быть вообще убыточным, и в этом случае требования платить "авторские" только усугубят ситуацию.

По мнению Виктора Захаренко (а претензии РАО к нему перевалили за миллион рублей), законодательство, регулирующее защиту авторских прав, нуждается в серьезной корректировке. Иначе придется защищать уже гастрольный бизнес. По его мнению, суммы авторских вознаграждений нужно рассчитывать не от валового сбора, а, например, от гонораров артистов.
 

Экономика Финансы Филиалы РГ Сибирь СФО Новосибирская область Новосибирск