Чадящие автомобильные потоки заполонили городские магистрали, машины буквально не дают проходу трамваю, заезжают на его рельсы, заставляя двигаться с черепашьей скоростью. Чем закончится соперничество авто с электротранспортом, выяснял корреспондент "РГ".
Калининградский трамвай пережил экономический кризис 90-х годов практически без потерь. Не было закрыто ни одного маршрута, подвижной состав хотя и не обновлялся, но старые вагоны проходили капремонт. Однако в начале нового столетия на любимый горожанами вид транспорта началось наступление. И сегодня это одно из самых нерентабельных владений областного центра.
Как шагреневая кожа сокращается трамвайная сетка города. За последние пять лет ликвидировано два маршрута, укорочено - несколько. Демонтированы рельсы по улицам Горького, Невского, на участках Советского проспекта, на проспекте Победы, от Балтийского парка до улицы Суворова. В сентябре перестала ходить "двойка" от кинотеатра "Родина" до Балтийского парка. Принято решение убрать трамвайную колею на отрезке улица Гагарина - Дом быта. Предусматривается снятие рельсов на улице Тельмана, Пролетарской, Октябрьской.
Уменьшаются и объемы перевозок. Но не только потому, что часть электротранспорта изгнана, что называется, с наезженной колеи. Раньше пассажиры предпочитали автобусам трамвай из-за более дешевых билетов. Сейчас цена их сравнялась. А в скорости последний вынужденно уступает автобусам и маршруткам, которые в час пик едут наперегонки, маневрируют и залезают на железные пути, создают пробки и не реагируют на вежливое позвякивание вагоновожатого. В результате трамвай стал средством передвижения пенсионеров. Только они могут позволить себе роскошь ехать со скоростью асфальтового катка: три остановки за полчаса.
Кстати, "торопыги" - автомобилисты и работники автотранспортных предприятий уверены, что именно трамваи-тихоходы являются причиной многочисленных пробок. Между тем статистика дорожно-транспортных происшествий, совершенных владельцами частных и общественных авто на рельсовых магистралях, свидетельствует об обратном. А крайними остаются трамвайщики: из-за вынужденных простоев, возврата пассажирам денег за проезд трамвайное депо несет огромные финансовые потери. Взыскать их через суд с виновников ДТП невозможно - в Калининграде отсутствует судебная практика по таким искам.
В общем, муниципальному трамвайно-троллейбусному предприятию конкуренты ставят палки во все колеса. И субсидии из городского бюджета не спасают положение, ТТП все равно считается убыточным. Властям легче дать субсидии на трамвай, чем провести реструктуризацию и модернизацию предприятия. А предприятие долгие годы устраивало положение просителя.
Дожили до того, что 82 процента вагонов эксплуатируется выше нормативного срока, обновление парка не ведется, план ремонтных работ из-за нехватки денежных средств не выполняется. Высока и текучесть кадров - работа не престижная, зарплата низкая, экстремальный режим труда (нужно вставать в 4 часа утра и ложиться в два). Ну и общее ощущение бесперспективности.
Бывший первый вице-мэр Калининграда Юрий Беденко, вставший у руля ТТП три месяца назад, рассматривает два варианта дальнейшего развития событий. Первый, пессимистический: если муниципалитет ничего не будет делать, трамвай медленно покатится с горки вниз, к банкротству. Второй, оптимистический: если законсервировать еще два маршрута и сконцентрировать подвижной состав на оставшихся, удастся сохранить для города экологичный вид транспорта. При этом, правда, нужно еще сократить число частных перевозчиков на смежных с трамваем маршрутах. В последнее плохо верится. Такое решение может принять только окружной совет, а в его составе есть депутаты - владельцы фирм-перевозчиков. Им трамваи - как кость поперек горла. Будут ли народные избранники брать в расчет такие соображения, как дороговизна топлива, дорожные пробки, ухудшение экологии, - большой вопрос.
В ТТП сложа руки не сидят в ожидании своей участи. В сентябре здесь сумели увеличить выручку, перебросив трамваи с убыточных маршрутов на "хлебные". Усилили службу контролеров, которые следят за кондукторами (некоторые из них нередко предлагают пассажирам проехать за 5 рублей и без билета), что за месяц принесло в кассу предприятия дополнительно полмиллиона рублей.
Сейчас готовится ремонтная база. Приводится в порядок имущество депо, гасятся убытки прошлых периодов. О том, чтобы приобрести новенькие трамваи, речи пока не идет - самый дешевый, по словам Беденко, стоит 9 миллионов. Город мог бы наскрести деньги и купить десяток-другой вагонов, но большого смысла в этом нет: по стершимся рельсам они ходить будут с той же черепашьей скоростью. А ремонт трамвайных путей - это уже траты другого порядка. Замена километра рельсов с полотном, например, обойдется в 35 миллионов рублей. А как утверждает главный инженер предприятия Виктор Шадрин, в критическом состоянии находятся около 30 километров путей.
На ноябрь намечены депутатские слушания по проблеме развития городского электротранспорта. Там будут говорить о том, что калининградский трамвай катится "под горку". Причем куда быстрее, чем он ездит по улицам города. Хватит ли у муниципальных властей политической воли остановить этот процесс?
Справка "РГ"
Трамвайная система Калининграда - самая старая на территории современной России, она существует с 1895 года. И она - одна из двух сохранившихся трамвайных систем РФ с метровой колеей (вторая - в Пятигорске). В городе сегодня ходит 47 трамваев, 44 троллейбуса, 542 автобуса, 350 маршруток.