ОПЕК намерена сделать все возможное, чтобы цены на нефть по крайней мере в первой половине 2009 года оставались стабильными. С таким заявлением выступил глава организации Шакиб Хелиль, предваряя экстренное заседание 24 октября в Вене.
По его словам, на нем будет принято решение сократить добычу нефти на 1,5-2 миллиона баррелей в день, чтобы ограничить предложение на рынке. С лета цены на нефть на мировых рынках упали примерно вдвое - до 70 долларов за бочку.
Для нашей страны, которая участвует в деятельности ОПЕК только в качестве наблюдателя, такое решение выгодно. В пятницу высокопоставленный чиновник в правительстве напомнил, что бюджет этого года сбалансирован как раз при стоимости барреля 70 долларов. Впрочем, даже с учетом падения нефтяных цен в последнее время среднегодовая цена выходит сейчас на уровень 109 долларов за баррель.
Чиновник, правда, признал, что правительство допускает возможность снижения налоговых поступлений в 2009 году из-за ситуации на мировых рынках. Причем сократиться могут как нефтегазовые, так и другие доходы бюджета: в мире падает спрос не только на нефть, но и другое сырье, металлы.
При этом в нашей стране цены на нефтепродукты до самого последнего времени продолжали расти. И только с сегодняшнего дня одна российская компания - "Газпром нефть" - обещала в среднем на рубль снизить цены на 80-й и 92-й бензин на своих заправках. Кроме того, сообщает Интерфакс-АНИ, "Газпром нефть" намерена продавать зимнее дизельное топливо по цене летнего, что, по мнению представителей компании, также является вариантом снижения цен.
"Газпром нефть" является одной из семи компаний, которым Федеральная антимонопольная служба пригрозила судом за завышенные цены на бензин. Между прочим, эти семь компаний контролируют около 70 процентов российского рынка нефтепродуктов. Как уже сообщала "РГ", в ФАС убеждены, что анализ цен за последний месяц дает основания требовать "адекватного" снижения цен с нефтяной олигополии. В ФАС при этом обещали, что, если нефтяники исправятся за 10-15 дней, санкций им удастся избежать.
Теперь, очевидно, антимонопольщикам предстоит определить, насколько рублевая скидка адекватна двукратному падению мировых цен на нефть.