Новости

20.10.2008 00:30
Рубрика: Экономика

Какая реформа нужна РЖД?

ОАО "РЖД", отмечающее этой осенью пятилетие с момента основания компании, отчиталось об итогах своей международной деятельности.

Создание совместных с железными дорогами стран Европы предприятий, победа в тендере на концессионное управление Армянской железной дорогой, развитие контейнерных перевозок и реализация инфраструктурных проектов в странах Азии и Африки - этот перечень можно продолжить. Одновременно идет процесс реформирования монополии, и пока неясно, кто станет правопреемником контрактов и обязательств РЖД на международной арене.

Нет ответа и на другие важные вопросы: будет ли холдинг разделен на инфраструктурную и перевозочную компании, о целесообразности создания которых сейчас ведется столько дискуссий, или произойдет дробление по географическому принципу на конкурирующие между собой вертикально интегрированные компании, владеющие железнодорожными линиями и осуществляющие перевозки?

Может, будет выбран принципиально другой путь развития железнодорожного транспорта, но несомненно одно: принимать решения, от которых зависит будущее всей страны, можно лишь на основе тщательного анализа целесообразности тех или иных шагов, а также аналогичного мирового опыта. Подобный анализ провел Институт проблем естественных монополий в представленной на днях книге "Мировой опыт реформирования железных дорог".

- Проанализировав опыт европейских стран, стран Северной и Латинской Америки, Японии, Австралии, Новой Зеландии и стран СНГ, мы пришли к выводу, что сократить государственные расходы на железнодорожный транспорт в большинстве случаев не удалось, - заявил генеральный директор института Юрий Саакян. - В большинстве стран, где инфраструктура отделена от перевозочной деятельности, перевозчики не покрывают в полном объеме расходы на инфраструктуру, и государство вынуждено их возмещать. Поэтому подавляющее большинство стран еще на этапе принятия программ реформирования отказалось от полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности.

Экономика Транспорт Железные дороги Компании Транспорт ОАО "Российские железные дороги"