20.10.2008 02:00
    Поделиться

    Столичные власти утвердили первую комплексную программу развития телекоммуникаций и СМИ

    Мэр Москвы подписал городскую целевую программу по развитию телекоммуникаций и средств массовой информации на 2009-2011 годы. О том, что несет она москвичам и самим СМИ, к которым обращена, корреспонденту "РГ" рассказал председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Владимир Замуруев.

    Цена информации

    Российская газета: Владимир Иванович! Что отличает новую программу от других, ранее принимавшихся московскими властями в этой сфере?

    Владимир Замуруев: Прежде всего ее комплексный характер. В отличие от предыдущих, как, например, принятая полтора года назад программа поддержки чтения или утвержденная в конце прошлого года программа по созданию отечественных телевизионных фильмов, эта программа не является узконаправленной. Она объединяет традиционную деятельность нашего комитета с новыми направлениями. Казалось бы, что может быть общего, например, у такой чисто технической проблемы, как прокладка мультисервисной оптоволоконной сети по Москве, с книгоизданием? Совершенно разные виды деятельности. Но цель у них одна - удовлетворить потребность человека в знаниях, в информации о том, что делает правительство Москвы для города, для москвичей. Поэтому они и оказались объединены рамками одной программы, цель которой - создать благоприятные условия для СМИ, чтобы они были доступны, открыты, честны в освещении тех событий, которые происходят у них на глазах. И в то же время соответствовали по качеству самым лучшим мировым стандартам.

    РГ: И правительство Москвы готово взять на себя бремя поддержки СМИ? Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Так и тут править будет принцип: кто платит, тот и музыку заказывает?

    Замуруев: Нет, город не берет на себя таких обязательств. Сейчас, например, в Москве активно ведутся работы по прокладке широкополосных мультисервисных сетей. Среди инвесторов за возможность участвовать в этом - огромная конкуренция! Зато 1 миллион 174 тысячи абонентов уже получили доступ к кабельному сигналу. Это фактически каждая третья семья. А к 2009 году его будут иметь уже все москвичи без исключения. Естественно, если они не хотят этого - никто навязывать эту услугу не собирается.

    Мы готовы оказать поддержку СМИ для того, чтобы они были максимально свободны в своем выборе тем и точек зрения при освещении жизни столицы. Мы не навязываем прессе освещение каких-то конкретных тем, обозначение конкретного объема эфирного времени или газетных полос. Редакционная политика - дело самих СМИ. Пусть пишут о том, что интересно, на их взгляд, москвичам и столичному правительству. Не случайно и мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что главное достоинство этой программы - в ее неполитизированном характере.

    Поддержка средств массовой информации и коммуникаций - это инвестиции в будущее, в москвичей, которые будут получать качественный информационный продукт. Газеты, телевидение, книги, журналы - это важная составляющая развития разносторонней гармоничной личности человека, помогающая ему ориентироваться в жизненном пространстве, анализировать, понимать происходящее, развивать свои духовно-нравственные способности.

    Смотрит вся Россия

    РГ: На заседании правительства Москвы, на котором обсуждалась программа, мэр поставил вопрос о придании ТВ Центру статуса общегосударственного канала...

    Замуруев: Да, это очень важный момент. В соответствии с концепцией развития российского телевидения и телевещания канал является общегосударственным, если он вещает на две трети населения страны. В нашей программе относительно ТВ Центра так и записано: обеспечить гарантированное вещание для 75-80 процентов населения России. По сути, так оно и есть. А вот статуса общегосударственного у канала, который вещает почти на 600 городов, нет. Общероссийским каналам, если они вещают на города с населением до 200 тысяч, государство возмещает затраты за доставку сигнала зрителям. И мне кажется, что паритет в отношении к Москве должен быть соблюден.

    РГ: Тем более что ТВ Центр практически изжил со своего экрана пропаганду порнографии, насилия...

    Замуруев: Да. То, к чему в течение нескольких лет призывал Юрий Михайлович Лужков, для московских телеканалов стало нормой. Зато больше теперь уделяется внимания познавательным, образовательным и воспитательным программам.

    РГ: Как это сказалось на их рейтинге? Они потеряли зрительскую аудиторию?

    Замуруев: Я не знаю, какой был бы рейтинг у ТВ Центра, если бы у него было что-то типа проекта "Дом-2", но ущерб репутации был бы непоправимым. А принципиальная позиция канала дает вполне обнадеживающие результаты: в этом году сохранились прежние объемы рекламы, а вот доходы от нее выросли буквально в разы. Это лучшее признание того, что канал привлекает интерес.

    РГ: Какими новыми проектами готово порадовать зрителей московское телевидение?

    Замуруев: Весьма перспективным видится изменение формата вещания телеканала "Столица". Стартовал проект "Доверие" на 11-м кабельном канале, который ориентирован на проблемы социальной защиты населения. Разрабатывается, на мой взгляд, совершенно уникальный проект создания интерактивного телевидения. Он даст человеку возможность не смотреть передачи, навязанные ему создателями сетки телевещания, а нажать кнопку и выбрать то, что его интересует в данный момент. Посмотреть также любой фильм, не выходя из дома. Мне кажется, что одновременно это будет еще и очень мощным ударом против контрафактной продукции, борьбу с которой правительство Москвы ведет уже не первый год.

    Киоск новостей

    РГ: Московские власти акцентируют свое внимание на электронных СМИ, видимо, полагая, что время печатных прошло?

    Замуруев: Ни в коем случае! Напротив, все опросы показывают, что уровень доверия москвичей к печатным СМИ даже выше, чем к электронным - тому же телевидению. Свидетельством тому служит хотя бы тот факт, что в Москве сейчас издается более 400 наименований ежедневных и еженедельных газет и свыше 3 тысяч журналов. Следовательно, их читают, иначе они разорились бы.

    РГ: В столице все районы имеют свои газеты?

    Замуруев: Практически все. А вот чего не хватает, так это изданий, адресованных молодежной аудитории, - вроде "Ровесника", "Юности" и так далее. Будем исправлять. Кстати, в прошлом году правительство Москвы уже учредило еженедельную газету "Родительский дом" с интересной тематикой для детей.

    РГ: Но создать и напечатать хорошую газету или журнал, как вы справедливо заметили в ходе обсуждения программы, еще полдела. Потенциальный читатель должен иметь возможность купить их, причем лучше, если он может сделать это по дороге на работу. Но с размещением таких торговых точек в Москве явно не все в порядке...

    Замуруев: Это так. Торговых объектов распространения печати всех форм в городе Москве порядка 4000. Соответственно один торговый объект приходится более чем на 2,5 тысячи жителей, чего явно недостаточно. Для сравнения - по этому критерию киосков у нас в среднем втрое меньше, чем в городах Чехии и Великобритании, и впятеро - чем в Германии и Польше.

    РГ: И как же вы планируете исправить ситуацию?

    Замуруев: Город совместно с профессиональными объединениями издателей и распространителей периодической печати подобрал более 900 дополнительных мест перспективного размещения киосков. Экспериментальным путем найдена упрощенная схема их размещения. В ближайшее время состоится открытый конкурс на право организации торговли прессой по этим адресам. Перед нами стоит задача создания новых и современных торговых объектов, своей работой способных удовлетворить как читателей - жителей города, так и издателей печатных СМИ. Почти тысяча новых киосков будет весомой прибавкой.

    РГ: А почему так актуален вопрос именно упрощенного размещения?

    Замуруев: Да потому что сейчас, чтобы поставить простейший киоск по торговле печатной продукцией, требуется пакет согласований, не сильно отличающийся от пакета разрешений на постройку жилого дома, а это от двух до трех лет только на рассмотрение вопроса в разных инстанциях. Это неприемлемо. Утвержденная на днях правительством Москвы схема позволит радикально расширить розничную сеть буквально в течение нескольких месяцев.

    Автограф в библиотеку

    РГ: В Москве уже стало традицией в канун Нового года вручать первоклашкам книгу с надписью мэра. Откройте секрет, какой подарок в этом году они получат?

    Замуруев: В ходе конкурса выиграло издательство, предложившее сборник произведений "Классные и внеклассные приключения". В него входят повесть-сказка Ирины Токмаковой "Счастливо, Ивушкин!", "Денискины рассказы" Виктора Драгунского, а также повести "Оруженосец Кашка" Владислава Крапивина и "Баранкин, будь человеком!" Валерия Медведева. Юрий Лужков, выступивший с инициативой книги в подарок первокласснику, вручая его первый раз два года тому назад, поделился надеждой на то, что она станет для ребят началом их личной библиотеки, которую потом они будут собирать всю жизнь.

    РГ: Москва давно пытается вернуть россиянам звание самых читающих в мире и просто любовь к чтению. Какие-то сдвиги уже есть?

    Замуруев: Да. Об этом можно судить по заметному росту объема продаж книг в книжной сети "Московский дом книги". За последний год продажа литературной продукции увеличилась на 11 процентов, учебной - на 19, а детской - даже на 28 процентов. Будем работать над этим и дальше. В частности, теперь поддержка чтения стала одним из разделов нашей комплексной программы.

    РГ: Многие писатели жалуются на диктат издателя. Дескать, и рады бы писать для тех же детей, но ведь не издадут - не коммерческое, не прибыльное это дело...

    Замуруев: Чтобы поощрить таких авторов, программой правительства Москвы предусмотрены специальные гранты. И даже идет уже впервые объявленный конкурс. Его итоги будут подведены до конца года.

    РГ: В Москве немало детей-инвалидов. О них не забыли в программе?

    Замуруев: Не забыли. В этом году специально для слабовидящих детей с помощью специальных технологий будет издан комплект из пяти книг на основе шрифта Брайля и объемных иллюстраций, способных не только удовлетворить любознательность детей с нарушениями зрения, но и послужить мотивом к общей игре со сверстниками с нормальным зрением, приобщить к искусству книги. Продолжается оборудование городских книжных магазинов техническими средствами, облегчающими людям с ограниченными возможностями пользование их услугами.

    РГ: Правительство Москвы по обещало дать на Арбате зеленую улицу книжным развалам. Не передумаете?

    Замуруев: Надеюсь, что Арбат станет истинно книжным местом столицы, но в ближайших планах - превратить пешеходные мосты столицы в культурно-рекреационные зоны, организовать на них торговлю самыми разными книгами - и букинистическими, и обычными. Сейчас готовится проект распорядительного документа на эту тему. На эту мысль нас натолкнула популярность, какой пользуется в столице поезд "Читающая Москва", курсирующий в метрополитене.

    РГ: И какой же мост станет книжным?

    Замуруев: Не хочу опережать события. Пока рассматриваются несколько вариантов. Один из них - мост Богдана Хмельницкого в районе Киевского вокзала, второй - Пушкинский мост, ведущий от Фрунзенской набережной к Парку культуры, Нескучному саду, где всегда бывает много людей. И если там появится возможность купить интересную книгу, то желающих погулять в этих местах будет еще больше.

    Поделиться