Юрий Грымов: Звездные лейблы раздаются не зрителями или болельщиками, а желтыми СМИ

за

Юрий Грымов, режиссер:

- На минувшей неделе, помимо великой Вии Артмане, ушли из жизни замечательный юный спортсмен Леша Черепанов и французский актер Гийом Депардье. Многие задают вопрос: какова цена их успеха? Стоил ли он жизней таких молодых людей. Терять таланты тяжело и больно. И первый ответ, который напрашивается: нет, не стоит. Ведь нет ничего более ценного, чем жизнь, и есть еще такие вечные ценности, как семья, вера, любовь.

Успех, о котором мечтают старлетки, снявшиеся в одном из сериалов, конечно, ничего не стоит. Тем более жизни. Но другое дело - успех таких мегазвезд, как Федор Шаляпин или дорогая нам Вия Артмане. Там была избранность, которая стоит многого. Может быть, даже здоровья и жизни. Звезды нужны обществу, потому что, если они настоящие, то реально светят и отдают в мир свой талант. К сожалению, сейчас такого света очень мало. Звездные лейблы раздаются не зрителями или болельщиками, а желтыми СМИ. Отсюда и сомнения: стоит ли ради такого успеха рисковать своим здоровьем?

"Звездный" статус для меня определяется не способностью рисковать, задавать для себя высокую планку или делать усилием воли необыкновенный рывок вперед, а талантом. Все равно, о ком идет речь: о бизнесмене, спортсмене или художнике. Он может быть сегодня и не востребован обществом. Но при том уровне понимания "звездности", который царит у нас в обществе, о каких жертвах во имя успеха может идти речь? Общество не готово оценивать эти жертвы. Оно в последние пятнадцать лет в плохом и низкокачественном видит первоклассное, а в черном - белое.

Искусственным способом зажженные "звезды" затмили тех, кто светится долго и уверенно. Наш шоу-бизнес себя деквалифицировал тем, что поет у толстосумов на днях рождения, выступает на корпоративах. Но если ты уважаешь свой "звездный" талант, ты не можешь быть со всеми.

Полезна ли обществу идеология "звездности" в бизнесе или искусстве? Если обладатель дара и таланта анализирует свои достижения и поднимает планку все выше и выше, стремится к совершеству, то он - настоящий ведущий: общество за ним пойдет. Если же цель у "звезды" только в том, чтобы ее узнавали, то и потребитель "искусства" будет соответствующий. Поэтому так важно для страны иметь настоящих "звезд". Люди общественные, на мой взгляд, очень по-разному используют свою "звездную" возможность контакта с аудиторией: кто-то проговаривает серьезные вещи, важные для развития страны, общества, культуры, а кто-то пытается просто понравиться. Это два взаимоисключающих уровня понимания своей миссии как "звезды".

Всякое настоящее творчество отбирает здоровье, а не только большие достижения в спорте или актерский трудоголизм. Если вы тратите свою жизнь на то, в чем испытываете внутреннюю потребность, здоровье вы не сбережете. "Наркотиком" я бы это не называл - с примитивной химической зависимостью у настоящего творчества нет ничего общего. Но человек ложится на плаху своего таланта. Это не наркотик, а миссия. Человек, талантливый хоккеист или актер, иногда это сам для себя может и не формулировать. Но есть внутреннее состояние призванности. А сам художник является проводником.

против

Денис Гуцко, писатель:

- Расхожее выражение - "звезда" существует давно, и содержание его все время меняется. Но если уж пользоваться им как клише, то надо понимать, что "звезда" "звезде" рознь. "Звездность" известных спортсменов бывает достигнута трудом, целеустремленностью, и, если они всю свою жизнь шли к успеху, может быть, им и не надо, как римскому императору, уходить выращивать капусту. Кто-то считает, что "звезда" - это мелькающее на обложках лицо типа Жанны Фриске, но ведь и лицо Валентина Гафта может начать часто появляться на обложках журналов. И менее талантливым и заслуженным человеком он от этого не становится.

Но совсем другое дело - машины по производству "звезд", которые мы наблюдаем в нашей поп-культуре. Они однозначно калечат людей, тут двух мнений быть не может. Если ты знаешь трудную цену своей "звездности", если за ней вся твоя жизнь, это одно. А когда звездная слава ни с того ни с сего сваливается на голову, тут совсем другое. Хорошо еще, если ты, как Ксения Собчак, свято веришь в то, что это все произошло от того, что ты такая замечательная. А если человека внутри точат сомнения? У большинства мальчиков и девочек в статусе только что испеченных "звезд" и искушения велики, и нагрузка на личность очень большая. Все время надо строить систему оправданий: за что мне это все?

Машины по производству "звезд" запускает бизнес. Это все давно уже работает в Америке и к нам не вчера пришло. У людей есть страсть наблюдать за "звездами", как за египетскими фараонами: вроде биологически такие же люди, но возведены в ранг недосягаемых, полубожественных.

(В демократических режимах это, правда, хоть компенсируется демократичностью политиков, расхаживающих в клетчатых рубашках и ковбойских шляпах.)

И вот уже люди собирают о демонизированных кумирах новости, воруют их грязное белье...

"Ни к чему все это" - наверное, слишком просто звучит. Но, смотрите, как быстро такие "звезды" угасают. Цитируют сами себя, спиваются, становятся наркоманами - такие сюжеты сплошь и рядом. И как правило от того, что нет того легкого голода, в котором должен все-таки пребывать талант.

Часто так называемые "звезды" не имеют настоящего культурного значения, это надутая величина.

Я изредка бываю на тусовках "людей из телевизора", и с какого-то времени стал замечать там "моду на антизвездность". Это, конечно, все не короли попсы, но, однако, медийные персонажи. И среди них сегодня становится модным всячески подчеркивать, что быть "звездой" неприлично - это блажь. Вот Познер, например, никак не озабочен своей звездностью. И человек глубокий, и "звезда", но звездность с него, как с гуся вода.

Слово "звезда" сегодня клеится на всех подряд - от Познера до Билана, а это часто несоизмеримые величины. И среди причисленных к лику "звездных" есть очень много дельных людей. Без лидеров - заслуженных "звезд" - сегодня, наверное, нельзя. Однако не надо забывать и о том, что очень важная работа лежит на плечах рядовых людей, совсем неизвестных. И тут пропорция между славой и реальной значимостью человека иногда обратная.