Президиум Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) принял решение о дисквалификации семи легкоатлеток, обвиненных накануне Олимпийских игр в Пекине в подмене допинг-проб образца 2007 года.
Елена Соболева, Юлия Фоменко, Татьяна Томашова, Светлана Черкасова, Дарья Пищальникова, Гульфия Ханафеева и Ольга Егорова, которая уже объявила о завершении спортивной карьеры, отстранены от участия во всех официальных соревнованиях на два года.
При этом ВФЛА предполагает вести отсчет срока дисквалификации с даты совершения нарушения. Ведь с момента, когда наши легкоатлетки весной 2007 года сдали те злополучные допинг-тесты, до вынесения решения прошло более 16 месяцев. И задержка произошла не по вине российских спортсменок. Такая ситуация как раз оговаривается в одной из статей Всемирного антидопингового кодекса ВАДА. Но окончательную точку в этом деле может поставить только Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ), которая и предъявила претензии нашим легкоатлеткам. За ней последнее слово.
Подробности корреспонденту "РГ" сообщил президент ВФЛА, член Совета ИААФ Валентин Балахничев.
Российская газета: Валентин Васильевич, решение президиум ВФЛА принимал на основании заключений специальной комиссии. В чем заключалась ее работа, как велось расследование?
Валентин Балахничев: Мы не старались во что бы то ни стало доказать вину спортсменок. Наоборот, предоставили возможность легкоатлеткам представить алиби и объяснить, что же происходило с их пробами в апреле-мае 2007 года. Я неоднократно обсуждал этот вопрос с антидопинговым руководством ИААФ. Комиссия рассмотрела все материалы дела и рекомендовала ВФЛА дисквалифицировать спортсменок. У них не было никаких веских доводов, которые опровергли бы уже имеющуюся информацию. А доказательства - налицо. И они объективны, так как имеются тесты, и факт несоответствия ДНК подтвержден.
РГ: Тем не менее вы предложили самый благоприятный для спортсменок вариант отсчета начала дисквалификации. Они даже успеют отобраться и принять участие в летнем чемпионате мира 2009 года в Берлине.
Балахничев: Речь идет не об участии в будущих чемпионатах, а о наказании спортсменов, которые должны вернуть медали и призовые, которые они заработали на соревнованиях в 2007 и 2008 годах. Это серебряные медали чемпионата мира-2007 Елены Соболевой и Дарьи Пищальниковой, а также "золото" Елены Соболевой и "серебро" Юлии Фоменко с чемпионата мира-2008 в Валенсии.
Что же касается сроков начала дисквалификации, то наши санкции, которые мы предложили и применили, должны быть одобрены ИААФ. А там могут иметь свое собственное мнение по этому поводу. Не могу судить, как они отреагируют на предложения российской федерации, которые были сделаны со ссылкой на действующее правило кодекса Всемирного антидопингового агентства.
РГ: Когда станет известно решение международной федерации?
Балахничев: Точную дату назвать не могу. Совет ИААФ состоится в ноябре. До этого времени решение наверняка будет принято.
РГ: Вы сами считаете дисквалификацию справедливым наказанием в данном конкретном случае?
Балахничев: Мы вынесли решение, потому что получили информацию, доказывающую нарушение антидопинговых правил. Мы же выступаем не в роли адвокатов спортсменов, а в роли независимых арбитров. Возможность доказать свою правоту спортсменкам была предоставлена. Я сегодня спрашивал всех девушек, есть ли у них замечания к работе комиссии. Таковых не оказалось. В конце концов все было сделано в рамках существующих правил. Наши санкции обоснованы.
Елена Соболева:
- Нам неприятно это решение. Мы рассчитывали на лучший исход. Но с другой стороны, это лучший вариант из худшего. Сейчас будем дожидаться утверждения сроков дисквалификации от ИААФ. Потом каждый будет решать для себя - бороться в суде или доказывать свою невиновность на соревнованиях.
Я при любом раскладе еще выйду на дорожку. Все это время я продолжала тренироваться. Конечно, не в таком режиме, как перед важными стартами, но физическую форму поддерживала. После дисквалификации меня исключат из сборной России, я не смогу ездить на сборы в составе команды. Но это ничего не меняет. Мне не надо будет искать отдельные места для тренировок, я смогу общаться с людьми из сборной. Матвей Телятников остается моим личным тренером. То есть я смогу проводить подготовку на тех же базах, просто уже за свой счет либо за счет своего клуба или людей, которые решат поддерживать меня.
Валентин Маслаков, главный тренер сборной России по легкой атлетике
- Мне кажется, принятое решение должно устроить всех: и спортсменов, и федерацию. Девочек нам, конечно, будет не хватать. Эти спортсменки были претендентками на медали на прошедших Олимпийских играх, могли побеждать на любых других крупных соревнованиях. Но Олимпиада прошла без них. Незаменимых людей нет. Хотя нам бы хотелось, чтобы они были в сборной. По разговорам с ними могу сказать, что на них вся эта ситуация сильно отразилась. Честно говоря, по-человечески мне их жаль.