Депутаты Госдумы готовятся рассмотреть в первом чтении поправки в закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Их в закон о госзакупках предлагает внести Государственный совет Республики Коми. Изменения, как утверждают авторы, подготовлены с учетом практики применения закона о госзакупках и направлены на совершенствование порядка размещения заказа, а также на уточнение его отдельных положений.
Итак, первое, что предлагают авторы законопроекта, это дать возможность заказчику на любом этапе размещения заказа отстранять от процедуры размещения заказа лиц, сведения о которых содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.
Сегодня, как отмечают эксперты, периодически складывается ситуация, когда сведения об участнике размещения заказа появляются в реестре недобросовестных поставщиков после окончания процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе или аукционе, но до окончания процедуры размещения заказа. Однако отклонить такого недобросовестного поставщика уже нельзя. Получается, что победителем конкурса (аукциона) может стать участник, который не исполняет своих обязательств по государственному контракту, ведь именно таких заносят в реестр недобросовестных поставщиков.
Второе, законопроектом предлагается предоставить заказчику право выбора формы проведения торгов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог.
В настоящее время размещение заказа на указанные виды работ может проводиться только путем проведения аукциона. Как поясняют авторы законопроекта, выполнение таких работ осуществляется на основании проектно-сметной документации, которая может считаться "конкретной заявкой" заказчика и составляется на каждый объект строительства, капитального ремонта, и соответственно сравнительным критерием не может являться только цена.
Третья инициатива, это установления требований к участникам запроса котировок. Законопроектом предложено установить требования, указанные в статье 11 Федерального закона, а именно соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. То есть в случае проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих наличия лицензии, участник обязан ее иметь, и тому подобное. Авторы уверены, что установление указанных требований к участникам запроса котировок не усложнит процедуру размещения заказа путем проведения запроса котировок и не увеличит сроки размещения заказа, так как документы будут предоставляться вместе с котировочной заявкой. В то же время данная поправка позволит избежать случаев признания лица, с которым подлежит заключению государственный контракт, участником размещения заказа, фактически не имеющим права на исполнение такого контракта.
Помимо данных изменений законопроектом предусмотрена возможность установления правительством РФ с учетом отраслевых особенностей предмета размещения заказа дополнительных требований к участникам размещения заказа. В частности требований о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. При этом качество товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа, обеспечивается и обосновывается наличием производственных мощностей, состав которых обусловлен отраслевой спецификой.
Законопроект предусматривает и сокращение сроков размещения заказа путем проведения конкурсов, поскольку действующие сроки, считают авторы законопроекта, слишком затягивают все процедуры. Предлагается сократить период от даты публикации извещения о проведении конкурса до даты вскрытия конвертов с 30 дней до 20 дней, и период внесения изменений в конкурсную документацию и извещение - с 20 до 15 дней. Также законопроектом предлагается по всем процедурам установить срок передачи проекта контракта участнику, с которым контракт должен быть заключен, продолжительностью 5 рабочих дней вместо 3 рабочих дней, которых бывает явно недостаточно.