Азербайджан, РФ и Иран вскоре создадут СП с центральным офисом в Москве с целью привлечения инвестиций и грузопотоков в новый железнодорожный коридор "Север-Юг". Это отражено в Бакинском протоколе представителей железных дорог Азербайджана, России и Ирана от 8 октября. Принято также решение о создании совместной рабочей группы для привлечения грузов к этому коридору, определения уровня тарифов, маркетинга, решения юридических и других вопросов.
Уже к концу октября российская сторона, по данным РЖД, представит предварительный вариант технико-экономического обоснования (ТЭО) железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран)-Астара (Азербайджан) свыше 250 километров. Она соединит железнодорожные системы бывшего СССР с Ираном и регионом Персидского залива по кратчайшему маршруту.
До распада СССР эти перевозки осуществлялись по сквозной стальной магистрали через Грузию и Армению, а также через Азербайджан с выходами в Турцию (армянский г. Гюмри) и Иран (Нахичеванская автономия Азербайджана). В настоящее время эти артерии бездействуют, лишь недавно Ереван и Анкара объявили о возможном разблокировании взаимного железнодорожного сообщения. Потому и был разработан проект евроазиатского железнодорожного соединения вдоль Каспийского побережья, Азербайджана с Ираном (см. "Нашу справку").
По данным российских, азербайджанских и иранских источников, на реализацию этого проекта в целом потребуется более 400 миллионов долларов в текущих ценах. Причем основную часть работ предстоит осуществить в примыкающем к Азербайджану Северо-Западном Иране (Иранском Азербайджане). Стоимость аналогичных работ на юго-востоке Азербайджана предварительно оценивается в 35-40 миллионов долларов. Здесь надо будет построить только 9 километров до иранской Астары, станцию с устройствами смены колесных пар, объекты пограничной и таможенной инфраструктуры. Необходимо также построить пограничный железнодорожный мост. Реализация этих субпроектов будет осуществляться на паритетной основе с Ираном.
Что касается объемов перевозок грузов, транспортные ведомства упомянутых стран прогнозируют, что в первые несколько лет перевозки составят 5 миллионов тонн в год, а в последующие годы - 10-15 миллионов тонн за год. Одновременно сократится на 13-20 процентов объем российского внешнеторгового грузотранзита через Турцию (включая водный путь Босфор-Мраморное море-Дарданеллы).
Среди всех возможных вариантов линий нового коридора "Север-Юг" (см. "Нашу справку") маршрут через Азербайджан представляется специалистам наиболее перспективым по пропускной способности и расстоянию. Плюс к тому в том же направлении на Каспии работает евроазиатская паромная линия РФ-Иран (через северокаспийский порт Оля), которая станет составной частью нового коридора, наряду с запланированным новым паромным комплексом из российского Прикаспия (Дагестана или Калмыкии) в Иран. Кроме того, к железнодорожному грузотранзиту по азербайджано-иранскому направлению будут примыкать транскаспийские паромы в Азербайджан из Туркменистана (порт Туркменбаши) и Казахстана (с Мангышлака). В этой связи на ближайшую перспективу наверняка потребуется усиление провозной способности железнодорожной сети на российско-азербайджанской границе и вблизи азербайджанских портов.
Наша справка
Железнодорожная линия между азербайджанской и иранской Астарой планировалась еще в начале ХХ века, в 1920-х, 1940-х, 1960-х годах. По некоторым данным, временная ("облегченная") линия там работала в 1941-1946 годах, обеспечивая в частности поставки грузов в СССР через Иран из стран-союзниц СССР по антифашистской коалиции.