Кто еще не попросил поддержки у государства? Даже ленивый - и тот попросил. Если на позапрошлой неделе только заговорили, мол, "кризис добрался до реального сектора", на прошлой вскрылось - все жили в долг, и денег ни у кого нет. Государство и Банк России с этой недели начинают активное рефинансирование банков и, как предполагается, через них предприятий реального сектора. Хватит ли денег и справятся ли банки? Проследим сначала хронику событий по отраслям.
Неожиданностью для участников рынка стало обращение за помощью к вице-премьеру Игорю Сечину представителей энергокомпаний. Электроэнергетика только что победоносно завершила реформу, и сторонние наблюдатели не могли предположить, что красивые слайды, демонстрировавшиеся все предыдущие годы о росте инвестиций, окажутся всего лишь картинками.
Оказалось, что отрасли необходимы кредиты в размере примерно 50 миллиардов долларов. Генераторы действуют на основании пятилетних инвестиционных программ (общий объем - порядка 46 миллиардов долларов), и уже успели привлечь половину денег, необходимых, согласно инвестпрограммам, с помощью широко разрекламированных продаж акций. Но, как видим, требуемые 50 миллиардов - это больше, чем все инвестпрограммы в целом. Причина, как ее излагают энергетики, банальна - строительство дорожает. И половина денег, полученных от допэмиссий, стали уже не половиной, а, по оценкам экспертов, четвертью.
В то же время, если энергокомпании не будут выдерживать график ввода объектов согласно инвестпрограммам, они попадут под штрафы. Собственно, именно это соображение и заставило авторов письма на имя Игоря Сечина назвать данную отрасль "наиболее уязвимой" перед лицом финансового кризиса и попросить о поддержке. Как говорят авторы письма, цифра в 50 миллиардов "не является точной", но суть даже не в ней, а в разработке "специальной программы кредитования". "Специальность" заключается, собственно, в том, что предельный размер ставки кредитования энергетики считают ставку рефинансирования (11 процентов), а банком-кредитором видят ВЭБ. Примечательно, что просьба энергетиков поступила в ВЭБ до письма Игорю Сечину - обращение к куратору отрасли подписанты считают "подстраховкой".
В то же время принадлежащие государству РУСгидро и ФСК денег просить не стали - по их мнению, поводов для этого нет. Эксперты сомневаются, что выберет государство - пойдет навстречу пожеланиям подписантов, или просто сократит инвестиционные программы, дабы уберечь генераторов от штрафов.
Четырем российским банкам поручено продумать механизм помощи отечественному автопрому. Такое поручение ВТБ, Сбербанку, Газпромбанку и Внешэкономбанку дал вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин в ходе совещания, посвященного автомобилестроению в России и способам вывода отрасли из кризиса в Тольятти.
Руководители ведущих автозаводов в ходе совещания отчитались перед Сечиным, как выполняются поручения премьера Владимира Путина по итогам майского совещания с автопроизводителями, и попросили власть помочь в борьбе с кризисом. В частности, пожаловавшись на недостаток оборотных средств и на уменьшение продаж, автопромышленники попросили компенсировать через государственные банки увеличение процентных ставок по лизинговым программам и автокредитованию. Кроме того, было бы неплохо отменить ужесточение условий, на которых госбанки кредитуют автозаводы. Правительство обещало помочь и попросило заводы посчитать, сколько денег им нужно. Объемы финансовой поддержки будут определены в течение двух недель. Пока, по предварительным оценкам экспертов, на поддержание отечественных автоконцернов необходимо потратить от 10 до 30 миллиардов рублей.
Между тем глава Федерального отраслевого объединения немецкой автопромышленности VDA Матиас Виссман заявил, что немецкий автопром способен справиться с финансовыми проблемами собственными силами, сообщает AUTO-Consulting. По словам Виссмана, в отличие от американских коллег автопроизводители Германии испытывают затруднения не в результате допущенных ранее стратегических ошибок, а из-за ухудшения конъюнктуры на рынках Европы.
В свою очередь ведущий эксперт немецкой автоотрасли Фердинанд Дуденхеффер также выступил против предоставления автостроителям прямых кредитов и заявил: "Распылять деньги налогоплательщиков таким образом - жалко".
Многие эксперты предсказывали, что финансовый кризис больше всего ударит по строительным компаниям, поскольку значительно снизится спрос на покупку недвижимости. Уже сейчас в сфере строительства, отмечают эксперты, возникло большое напряжение. Ряд застройщиков испытывают серьезные финансовые трудности, потому что у них нет покупателей. Ипотека также затормозилась из-за ужесточения условий кредитования. Заморожено несколько уже начатых проектов. Чтобы окончательно не упасть на дно, строители и девелоперы обратились в правительство за помощью.
Кризис в строительной отрасли на прошлой неделе обсуждался на специальном совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. По сообщениям СМИ, власти готовы предоставить застройщикам до конца года льготные кредиты на сумму 100 миллиардов рублей для строительства жилья экономкласса и продажи его государству по фиксированным ценам. ВТБ, Сбербанку, Газпромбанку рекомендовано выдавать таким застройщикам кредиты под 16 процентов годовых.
В целом мировой финансовый кризис не повлияет на планы правительства по развитию жилищного строительства и темпы его роста. Об этом заявила глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По словам министра, правительство поддержит спрос на жилищном рынке.