21.10.2008 00:00
    Поделиться

    Основные направления модернизации машиностроения

    Транспорт

    В основе Стратегии развития транспортного машиностроения в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" заложены механизмы решения базовых проблем отрасли: повышение качества выпускаемой продукции, развитие инновационной составляющей, формирование высокотехнологичного облика российской промышленности. Предполагаемый результат реализации стратегии - устойчивое динамичное развитие отрасли транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта в целом, повышение конкурентоспособности (в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.

    Внутренний рынок продукции транспортного машиностроения в 2006 году достиг 148 миллиардов рублей и, согласно прогнозам, в 2010 году возрастет до 224 миллиардов рублей, а в 2015 - до 252 миллиардов рублей. Одна из основных стратегических целей развития общества - наращивание производственных мощностей.

    Реализация стратегии позволит увеличить объем производства продукции отрасли к 2015 году на 90 процентов (282 миллиарда рублей в сопоставимых ценах). Доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке продукции к 2010 году составит 15 процентов, а к 2015 году достигнет 18 процентов. Объем экспорта предприятий отрасли увеличится к 2010 году на 75 процентов и достигнет 33 миллиардов рублей, а к 2015 году - 40 миллиардов рублей. К 2015 году технический уровень производимого подвижного состава позволит снизить средний расход электроэнергии железнодорожным транспортном на 10 000 тонно-километров брутто на 7 процентов, средний расход условного топлива на 7,7 процента.

    Энергетика

    Наступило время второй масштабной электрификации страны. Строятся новые станции, модернизируются уже существующие, идет расширение сетевой инфраструктуры.

    Пришло осознание того, что потребности внутреннего рынка не могут быть удовлетворены без развития энергетической отрасли машиностроения, что энергетическое машиностроение имеет все шансы продолжать укреплять позиции на внешних рынках, прежде всего развивающихся стран.

    При этом стало понятно, что развитие отрасли невозможно без сохранения технологий, научной школы, повышения конкурентоспособности продукции в целом.

    Динамичное развитие отрасли предполагает увеличение доли атомной и гидрогенерации, переход на высокоэффективные технологии сжигания топлива,строительство новой газовой генерации с использованием газотурбинных и парогазовых технологий.

    Все это обеспечит выход на уровень мировых промышленных образцов с коэффициентом полезного действия 50-60 процентов для газового цикла и 42-46 процентов для угольного.

    До 2020 года планируется ввести в эксплуатацию: 25,9 ГВт установленной мощности на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих электростанциях, 32,3 ГВт на атомных электростанциях; 53,9 ГВт на тепловых электрических станциях на угле и 74 ГВт на газе, с учетом вывода из эксплуатации неэффективного газового оборудования в объеме 39,9 ГВт.

    Потребности в инвестициях на развитие электрогенерации в 2006-2020 годах для базового варианта составят 11,6 триллиона рублей.

    Таким образом, по предварительным оценкам, в период с 2006-го по 2020 год объем российского рынка генерирующего оборудования составит 6-8 триллионов рублей, в том числе 1,5 триллиона рублей по проектам малой энергетики.

    Автопром

    В январе-феврале 2008 года рост производства транспортных средств и оборудования составил 109,7 процента (к январю-февралю 2007 года). При этом производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 15,2 процента.

    Опережающими темпами развивалось производство грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 тонн, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 90,0 л.с., автобусов с дизельными двигателями, автомобилей-фургонов и автоцистерн.

    Рост машиностроительного производства напрямую связан с развертыванием сборочных производств в автомобилестроении, увеличением заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов.

    Общее производство автомобильной техники в России составило более 2,2 процента от мирового выпуска автомобилей, в том числе по легковым - 2,6 процента, по грузовым автомобилям и автобусам - более 2 процентов.

    Сегодня Россия занимает 13-е место в мире по производству автомобилей.

    Объем производства автомобильной техники в России в последние годы увеличивается на 8-10 процентов ежегодно. В 2007 году в России изготовлено 1 миллион 664 тысячи автомобилей (рост 10,4 процента по сравнению с 2006 годом).

    Общий объем продаж автомобильной техники в 2007 году в денежном выражении составил около 1триллиона 634 млрд рублей (70 миллиардов долларов), что на 50 процентов больше, чем в 2006 году. Можно с уверенностью утверждать, что легковой автомобильный рынок России будет достаточно динамично развиваться. Ведь количество машин на 1000 жителей (в 2007 году - около 207 автомобилей) по сравнению с другими странами находится на низком уровне (450-600 авт. на 1000 жителей), и потребности в обеспечении личным автотранспортом еще далеко не удовлетворены.

    Оборона

    По данным оперативной информации, рост промышленного производства ОПК за январь-февраль 2008 года составил 102 процента к январю-февралю 2007 года. При этом производство гражданской продукции увеличилось на 9,8 процента. Доля гражданской продукции в общем объеме промышленного производства ОПК составила 49 процентов.

    Производство промышленной продукции наращивалось во всех отраслях, за исключением судостроительной промышленности (снижение составило 32,8 процента).

    Наибольший прирост объемов производства достигнут в ракетно-космической промышленности (41,5 процента), промышленности боеприпасов и спецхимии (11,4 процента), промышленности обычных вооружений (9,2 процента) и в двух отраслях радиоэлектронного комплекса (электронной промышленности и промышленности средств связи - соответственно 14,3 процента и 18,0 процента).

    Производство гражданской продукции в большинстве отраслей ОПК имеет стабильный рост (в ракетно-космической промышленности - 161,1 процента, в промышленности боеприпасов и спецхимии - 117,4 процента, в радиоэлектронном комплексе - 119,4 процента, в авиационной промышленности - 107 процентов).

    В авиационной промышленности производство гражданской продукции возросло на 7 процентов. Рост производства обеспечили: ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Пермские моторы", ЗАО "Авиастар - самолетное производство", ФГУП "Казанское авиационное ПО им. С. П. Горбунова", ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное ПО".Возросло производство оборудования для ТЭК, агрегатов, узлов и деталей для легковых автомобилей. Достигнут рост производства технологического оборудования для ТЭК, медтехники, непродовольственных товаров народного потребления.

     

     

    Поделиться