На поддержку инновационных компаний будет дополнительно направлено 13 миллиардов рублей

Тринадцать миллиардов рублей собирается дополнительно направить на поддержку инновационных компаний, находящихся на самой начальной (так называемой "посевной") стадии развития, Министерство экономического развития РФ. Как заявил на состоявшемся в Санкт-Петербурге международном инновационном форуме директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Иван Осколков, средства эти должны быть выделены в течение этого и следующего годов.

Напомним, что до сих пор предполагалось: за эти два года инноваторы, находящиеся в самом начале пути, получат семь миллиардов рублей. При этом четыре миллиарда будет выделено по Федеральной целевой программе, два миллиарда - через Фонд Бортника, а еще около миллиарда дадут бизнес-ангелы. Однако специалисты минэкономразвития подсчитали: чтобы обеспечить "работой" весь сформированный уже в России венчурный капитал, необходимо на поддержку "посевной" направить двадцать миллиардов. Ведь частные венчуристы вступают в действие тогда, когда уже есть готовый продукт или технология, который можно вывести на рынок.

В минувшем году доля средств, инвестированных в начальные стадии венчурными фондами, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), даже снизилась с 11,5 до 10,6 процента от общей суммы капиталовложений. Лидирует же с серьезным отрывом стадия расширения уже существующего производства.

На начальном же этапе основная тяжесть поддержки инновационных компаний ложится во всем мире на государственные структуры. Вот тут-то мы существенно отстаем от остального цивилизованного мира. Иван Осколков озвучил следующие цифры: на четыре года (2007-2010) в России предполагалось потратить на поддержку компаний на "посевной" и "предпосевной" стадии (Seed и Pre-seed в международной терминологии) 2,8 миллиарда долларов. А вот в Европейском союзе только на 2007 год на это израсходовали 10,5 миллиарда, в США - 62 миллиарда.

То же самое происходит и с самым первым этапом - генерацией знаний. Россия тратит на исследования и разработки чуть больше одного процента ВВП, а ЕС - почти два процента, США- более 2,5, Япония - более трех.

Результат очевиден. В Соединенных Штатах регистрируется в два с половиной раза больше патентов на миллион жителей, чем у нас, в Японии - в семь(!) раз. У нас только 1,2 процента малых предприятий работает в сфере инноваций, в развитых странах - 40-50 процентов.

- Существующая система генерации знаний не генерирует достаточно идей для коммерческого использования. Механизмы оформления и передачи прав интеллектуальной собственности сложны и длительны. На "посевной" стадии отсутствует необходимое финансирование проектов. Как результат, можно сказать, что инновационное предпринимательство в Российской Федерации практически не развито, его рыночный эффект не ощутим, - констатировал директор департамента минэкономразвития, занимающегося этим вопросом.

При этом что интересно: практически все выступавшие на форуме признавали наличие в стране вполне неплохой структуры поддержки инноваций и достаточного количества венчурного капитала. По сведениям Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования, объем капиталов, аккумулированных всеми фондами, вырос за год на 63 процента и превысил 10 миллиардов долларов. Причем 4,3 миллиарда - это вновь привлеченные средства, что в три (!) раза больше, чем год назад. То есть инвесторы готовы вкладывать все больше денег в рискованные, но обещающие большую отдачу проекты. При этом доверие к венчурным инвестициям растет. Показателем этого может служить хотя бы то, что закрытые паевые фонды прямых и венчурных инвестиций развиваются быстрее, чем классические до недавнего времени для России частные фонды. Стало быть, "игра на риске" становится вполне признанным занятием капиталовложения все большего числа людей.

Но... из 10 миллиардов долларов собранных средств венчуристы вложили в российские компании только 653 миллиона! Это, правда, в полтора раза больше, чем год назад. Но явно меньше, чем могло бы быть.

Основных причин две, - отметили участники форума. Первая - недостаток предложения. Об этом как раз и говорил представитель минэкономразвития. Иван Осколков от имени министерства предложил региональным властям разработать схему совместного финансирования компаний на "посевной" стадии, в которой часть средств шла бы из федерального бюджета через Российскую венчурную компанию, а другую выделяли через местные структуры поддержки инноваций администрации субъектов Федерации. Причем пилотный проект такого финансирования, по его словам, можно было бы реализовать в Петербурге.

Но большинство участников форума отметили как раз противоположную проблему: на инновации в России нет спроса. Примеры приводились самые парадоксальные. К примеру, представитель одного из крупнейших банков Ольга Дергунова рассказала историю, как на отечественный автозавод пришли инноваторы с предложением новых материалов для производства определенных деталей машины. А им ответили: "Предложение очень интересное, но пока внедрять мы его не будем". Почему? Оказывается, при использовании этого материала работа будет выполняться быстрее, а рабочие получают повременную оплату. То есть те объемы, которые завод готов выпускать, они будут делать за неполный рабочий день. Остальное время их нечем будет занять. Но если сократить рабочий день, нужно уменьшать зарплату, а на это рабочие не согласятся. И разработку завернули.

Вообще, внедрение инновации требует существенных перемен на предприятии. Нужно пересматривать нормы, новых материалов и технологий нет в национальных стандартах, и так далее. А нашим предприятиям до последнего времени такие хлопоты были ни к чему, проще было развиваться по экстенсивному пути.

Вот потому на Первом петербургском международном инновационном форуме царило удивительное настроение. Как констатировал новый глава "Роснанотехнологий" Анатолий Чубайс, "вряд ли найдется еще одна аудитория, в которой с такой теплотой говорили бы о финансовом кризисе"!

И действительно, выступавшие один за другим констатировали: нынешний кризис должен способствовать развитию инноваций.

- До сих пор наши крупные корпорации были не очень заинтересованы в снижении издержек, а стало быть, внедрении новых материалов и технологий, - заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. - А поскольку основной источник спроса - они, развитие мелких и средних компаний, призванных создавать и внедрять новое, тормозилось. Но в условиях финансового кризиса без снижения издержек не может обойтись ни одна самая крупная компания в мире. Когда денег мало, дадут их в первую очередь тем, кто способен продемонстрировать свои возможности за короткий промежуток времени существенно изменить ситуацию на рынке. Так что именно теперь мы можем ожидать реальной реструктуризации и увеличения конкурентоспособности нашей экономики.

Финансовый кризис увеличит спрос на венчурный капитал, - считает Ольга Дергунова. Причем начало этому будет положено месяца через три-четыре, когда кризис ликвидности затронет уже основную часть промышленности (а банкир считает это неизбежным). Банки выдачу займов и сроки кредитования сокращают. Компаниям останется только идти в фонды венчурных и прямых инвестиций. Там рисковать привыкли, это одно из условий бизнеса. Но деньги будут давать только в случае, если есть перспектива прорыва. И промышленникам придется обратить свой взгляд в сторону инновационных разработок. Причем, поскольку кризис мировой, то и венчурный капитал, и инновации будут стремиться через границы туда, где они более востребованы. России необходимо воспользоваться этой ситуацией.