Швейцаров и горничных на Дону начали готовить за казенный счет

Учебные заведения Дона займутся подготовкой специалистов гостиничного дела: менеджеров, швейцаров и горничных. Большую часть расходов на обучение возьмет на себя областная казна.

В преддверии туристического бума область предпринимает решительные шаги по подготовке к приему гостей. Дабы не осрамиться перед заморскими путешественниками, решено подготовить квалифицированных специалистов в области гостеприимства.

От швейцаров и горничных будет зависеть репутация донской земли, считают в областной администрации.

- Мы провели исследование, чтобы выяснить потребность в кадрах в действующих на Дону гостиницах, - рассказала ведущий специалист управления развития туризма министерства экономики Ростовской области Татьяна Грабова. - В области 133 гостиницы, почти все они принадлежат коммерческим структурам или частным лицам, муниципальных практически не осталось. Мы приняли во внимание и те отели, строительство которых еще только планируется. Семнадцать инвестиционных проектов входят в областную целевую программу по строительству гостиниц и развлекательных комплексов и еще сорок будет реализовано согласно муниципальным программам развития туризма. Кадровый голод ощущается в этой сфере уже сейчас, поэтому, прежде чем вступят в строй новые гостиницы, надо подумать о том, кто будет в них работать. По результатам нашего опроса, самые проблемные позиции - горничные и швейцары. Именно эти вакансии сложнее всего закрыть работодателям.

- Найти подходящих людей на данные должности действительно непросто, - подтвердила менеджер по управлению персоналом одной из ростовских гостиниц Лариса Коробецкая. - В гостиничных сетях существуют жестко регламентированные стандарты обслуживания, которые являются коммерческой тайной. Хотя есть и общие требования. Так, швейцарам необходим иностранный язык и располагающая внешность, а горничные должны знать порядок уборки помещений, профессиональную лексику, свойства тканей. Существуют стандарты разговора с гостем при бронировании апартаментов, обслуживания за завтраком в номере, утренней уборки. Но самое главное - желание оказывать услуги людям и умение общаться. Именно эти качества делают кандидата в сотрудники "гостиничным человеком". Я хочу отметить, что туристический бизнес очень перспективная отрасль, ведь каждый путешественник дает возможность трудиться пяти специалистам, обеспечивающим его пребывание: проживание, питание, сопровождение. Скептикам, которые считают такую работу непрестижной, можно напомнить, что даже один из президентов США в молодости мечтал стать швейцаром в нью-йоркском отеле.

О размере зарплаты будущих сотрудников гостиниц говорить сложно. Это коммерческая тайна, которая строго соблюдается. Однако, как признались служащие одного из отелей, горничная в среднем получает от 8 до 12 тысяч рублей, швейцар - 15 тысяч.

Персонал ростовских гостиниц не скрывает своего удивления, узнав о том, что областные власти решили помочь им в подготовке кадров. Ведь обычно коммерческие компании решают эту проблему самостоятельно, организуя полугодичные курсы при отеле. Крупные сетевики вызывают новичков на семинары в центры обучения в столице. Тем не менее, обучение горничных и швейцаров будет теперь осуществляться на средства бюджета. В Ростове этим займется среднее специальное учебное заведение, а повышать квалификацию управляющего звена будет вуз. Конкурс краткосрочных программ, которые составят преподаватели, определит участников проекта. Всего будет создано две-три группы по 20 человек.

Учитывая, что обучение платное, из областного бюджета в 2008 году выделяется на эти цели 600 тысяч рублей. Студентам придется оплачивать лишь пятую часть стоимости учебы. Участники обучающей программы также будут отбираться на конкурсной основе - им необходимо успешно пройти вступительное испытание в форме тестирования. Занятия начнутся уже в нынешнем году.