В Ивановской области за борьбу с заразой взялась прокуратура

Шесть прокуроров Ивановской области подали исковые заявления в суд о принудительной госпитализации лиц, которые страдают заразными формами туберкулеза и уклоняются от лечения. Двое ивановцев уже помещены в медучреждения.

Тяжелый разговор о легких

Такая форма "борьбы" с несознательными гражданами для региона пока новшество. Ивановские правоохранители и врачи надеются, что жесткая мера поможет улучшить эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в области. В то же время для других регионов Верхней Волги принудительное лечение носителей палочки Коха - уже обычная практика.

Эпидемиологическая обстановка в Ивановской области, по словам врачей, на протяжении последних пяти лет стабильная и даже имеет тенденцию к улучшению - например, в 2003 году на сто тысяч населения было 61,9 случая заболевания, а в 2007-м - 53,1. Однако согласно медстатистике один человек, больной туберкулезом, ежедневно "награждает" палочками до двадцати человек. Из них примерно один действительно заболевает.

- Люди не понимают серьезности проблемы, - рассуждает главный врач Ивановского областного туберкулезного диспансера Владимир Козлов. - Если человек более двух лет не проходил флюорографию, то он попадает в группу риска. Заболевание туберкулезом протекает скрытно: человек может болеть и не чувствовать этого. И если он попадает к врачу с симптомами, это значит, что болезнь зашла уже очень далеко. И, скорее всего, это также означает, что человек заразил десятки граждан. Мы курируем медицинские учреждения и выявляем так называемых уклонистов, наши работники выезжают к ним на дом, пытаются их убедить в необходимости лечения. Однако в числе последних преобладают асоциальные элементы, медики таким не указ. Вот тогда уже мы обращаемся в правоохранительные органы, прокуратуру, и те через суд обязывают граждан отправиться на госпитализацию.

Из суда - на койку

В Ярославской области такая практика применяется уже несколько лет. Каждый год в регионе в суд попадают 40 - 50 исковых заявлений о принудительном лечении от туберкулеза. Порядка десяти человек действительно проходят лечение в судебном порядке. Остальные либо решают сделать это добровольно, либо вновь сбегают от врачей. Главный врач Ярославского областного туберкулезного диспансера Юрий Маковей считает, что меры нужны более радикальные.

- Людей, которые, понимая, что они становятся общественно опасными, все равно уклоняются от лечения, нужно изолировать до полного выздоровления, - говорит Маковей. - В Угличском районе есть колония для заключенных, больных туберкулезом. Вот для "уклонистов" нужно создать что-то подобное.

Прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Ярославской области Людмила Башмашникова поясняет:

- Речь идет о понятии "обязательных" обследования и лечения. Именно так формулируется в 77-м законе мера, применяемая к людям, не желающим лечиться. И хотя работники прокуратуры и врачи применяют термин "принудительное лечение" (видимо, по аналогии с понятием о принудительном психиатрическим лечением, который так и формулируется в Гражданско-процессуальном кодексе), с юридической точки зрения это не совсем верно. Мы можем человека госпитализировать по решению суда, но удерживать насильно его в медицинском учреждении не имеем права.

И потому, когда больной начинает активно нарушать режим, его приходится выписывать. Или же он самовольно покидает учреждение, не вылечившись до конца.

Диагноз не для кухни

Сыграть роль в улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом могли бы врачи, сообщай они вовремя информацию об "уклонистах" в соответствующие органы. Однако врачи зачастую молчат.

При флюорографическом обследовании в рамках профосмотра в ярославской поликлинике у женщины, работавшей мойщицей посуды в столовой, были выявлены изменения левого легкого, не исключающие туберкулез. При этом в нарушение санитарно-эпидемиологических правил ее допустили к работе. Женщина продолжила деятельность в сфере общепита с диагнозом "диссеминированный туберкулез легких", установленным ей в дальнейшем ГУЗ Ярославской области "Ярославский областной туберкулезный диспансер".

- По результатам проверки прокурором Фрунзенского района Ярославля мэру города было внесено представление, два лица привлечено к дисциплинарной ответственности, а также направлено заявление в суд о принудительной госпитализации больной женщины. Заявление прокурора было удовлетворено, - поясняет Людмила Башмашникова.

За заразу ответишь

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за заражение граждан. Осужденные за распространение ВИЧ-инфекции имеются, а вот относительно туберкулеза судебных прецедентов пока нет.

- Мы однажды пытались привлечь к ответственности человека, который заразил туберкулезом детей в коммунальной квартире, - рассказывает Юрий Маковей. - Но этот факт очень сложно доказать. По субъективным причинам, конечно, виноват он. А объективно нужно провести массу анализов, в том числе и генетический. Но у детей мы выявляем это заболевание на ранних стадиях - когда нет еще выделения микробактерий, необходимых для проведения экспертизы. Мы же не будем ждать, когда это случится и ребенок будет уже при смерти, чтобы соседа привлечь к ответственности. Хотя судебные процессы наверняка сделали бы больных граждан более законопослушными.

Справка "РГ"

В первом полугодии 2008 года распространенность туберкулеза в Ярославской области составила 1859 человек (140,8 случая на 100 тысяч населения), при этом зарегистрировано 335 больных туберкулезом (25,4 случая на 100 тысяч населения), в 2007 году - 820 человек. Заболеваемость детей в первом полугодии 2008 года составила 15 человек (18,9 случая на 100 тысяч детского населения). Смертность населения области от туберкулеза составила 76 случаев (5,8 случая на 100 тысяч населения), в 2007 году - 154 (11,1 на 100 тысяч населения).