Когда мы говорим о железной дороге, представляем неспешное путешествие. Однако времена меняются, и жизнь диктует совершенно другие условия. Время стало одной из главных ценностей современного человека. Поэтому в число основных задач для ОАО "РЖД" входит организация скоростного и высокоскоростного движения.
Уже сейчас ОАО "РЖД" реализует "Программу развития скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах России до 2020 года". В результате анализа транспортных связей между крупнейшими городами Российской Федерации были рассмотрены и отобраны 18 направлений с устойчивым пассажиропотоком, где целесообразно внедрение скоростного пассажирского движения. Это такие крупные транспортные узлы, как Санкт-Петербургский, Московский, Краснодарский, Самарский и Новосибирский, где к 2010 году ожидается рост пассажиропотока на уровне 10-13 процентов. Пилотным проектом в рамках реализации программы стал инвестиционный проект "Развитие скоростного движения на направлении Москва - Санкт-Петербург".
Высокоскоростное сообщение предъявляет серьезные требования как к инфраструктуре, организации движения, так и к подвижному составу. Конструкция подавляющего большинства курсирующих сейчас на железных дорогах поездов не предусматривает возможность их движения со скоростью выше 100 км/ч.
Не секрет, что в вопросах организации скоростного и тем более высокоскоростного движения Россия значительно отстает от зарубежья. Для того чтобы как можно быстрее ликвидировать этот разрыв, в ОАО "РЖД" было принято решение обратиться к зарубежным поставщикам подвижного состава, которые уже давно зарекомендовали себя на рынке транспортного машиностроения.
Своим партнером по поставке поездов для скоростного сообщения на участке Москва - Санкт-Петербург ОАО "РЖД" выбрало Siemens AG. В мае 2006 года был подписан контракт на производство 8 электропоездов Velaro RUS. Стоимость контракта составляет 276 млн евро. В 2007 году был подписан контракт на техническое обслуживание этих электропоездов силами специалистов Siemens AG.
Серийное производство этого принципиально нового для российских железных дорог подвижного состава началось на заводе Siemens в Крефельд-Юрдингене в июле 2007 года.
Первый поезд прибудет в Россию в декабре 2008 года, а в течение 2009-2010 годов будут поставлены остальные составы. Первые поезда начнут курсировать по маршруту Москва - Санкт-Петербург уже в 2009 году со скоростью 250 км/ч на отдельных участках и преодолевать расстояние между двумя городами за 3 часа 45 минут. Конструкцией поезда предусмотрено увеличение максимальной скорости до 330 км/ч после незначительной модернизации.
Организация скоростного движения на направлении Москва - Нижний Новгород также будет происходить на базе платформы электропоезда Velaro RUS. Планируется, что поезда будут курсировать между городами со скоростью 160-200 километров в час, а время поездки сократится до 3,5 часа, что немаловажно для такой категории пассажиров, как предприниматели, топ-менеджеры, руководящий состав крупных предприятий.
Еще одно направление, на котором в ближайшие год-два начнут курсировать скоростные пассажирские поезда, - Санкт-Петербург - Хельсинки.
Пассажирское сообщение Россия - Финляндия занимает первое место от общего объема перевозок в России в международном сообщении со странами дальнего зарубежья и составляет 49 процентов по итогам работы 2007 года. Всего в 2007 году международным железнодорожным сообщением Санкт-Петербург - Хельсинки воспользовались 229 556 пассажиров. По сравнению с предыдущим годом количество поездок выросло на 15%. По оценкам экспертов, число пассажиров маршрута Санкт-Петербург - Хельсинки возрастет в 2 раза в течение семи лет с момента запуска скоростных поездов.
На этом направлении планируется запустить поезда Pendolino Sm6 производства французской компании Alstom. Контракт на поставку 4 двухсистемных поездов был подписан в сентябре 2007 года между российско-финским предприятием Oy Karelian Trans LTD и компанией Alstom. Сейчас идет разработка эскизного проекта, согласование внешнего вида и интерьера поезда. Уникальность нового подвижного состава заключается в реализации требований национальных стандартов двух государств и европейских технических требований. В связи с эксплуатацией электропоезда на международном маршруте разработана технология проведения пограничного и таможенного контроля во время движения. Поставка первого поезда Pendolino Sm6 в рамках проекта развития скоростного пассажирского движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки планируется в сентябре 2009 года. Поезда пройдут сертификационные испытания сначала в Финляндии, а затем в России. Начало коммерческой эксплуатации подвижного состава намечено на IV квартал 2010 года.