21.10.2008 00:00
    Поделиться

    Начата разработка Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года

    Начиная с 2002 года в экономике Российской Федерации наметились позитивные признаки: стабильный рост ВВП, рост промышленного производства. Это привело к росту спроса на грузовые и пассажирские перевозки. На этот же период пришлось начало структурной реформы на железнодорожном транспорте, бурное развитие частных владельцев грузовых вагонов, а также начало массового списания вагонов и локомотивов, произведенных в 1980-е годы. Все эти факторы привели к началу формирования нового спроса на продукцию транспортного машиностроения, в первую очередь железнодорожный подвижной состав. Особенно впечатляет динамика роста объемов производства грузовых вагонов. Если в 2000 году в Российской Федерации было произведено 4 тыс. ед., в 2001 году - 6,5 тыс. единиц, то уже в 2002 году этот показатель составил 10,8 тыс. единиц, в 2003 году - почти 27 тыс. единиц, в 2004 году - 33,4 тыс. единиц. Сейчас этот показатель стабилизировался и составил по итогам 2007 года 38,8 тыс. вагонов.

    К началу 2005 года и производителям, и основному потребителю продукции отрасли - ОАО "РЖД", а затем и руководству тогдашнего минпромэнерго России стало ясно, что уровень развития транспортного машиностроения может стать системным ограничением развития железнодорожного транспорта и, следовательно, роста экономики страны. Стабильно растущая экономика предъявляла все большие объемы грузов к перевозке железнодорожным транспортом, а износ парка железнодорожного подвижного состава превысил 70%, а по грузовым вагонам и тепловозам превысил 80%. Перестало удовлетворять железнодорожников как качество, так и производительность подвижного состава. Увеличение среднего веса грузовых поездов, повышение скорости движения составов и применение более вместительных вагонов позволят снять все инфраструктурные ограничения. С другой стороны, государственное регулирование тарифов на грузовые перевозки ставит перед ОАО "РЖД" задачу по снижению издержек, с чем и связано повышение требований к качеству и надежности подвижного состава.

    Перечисленные выше факторы и привели к необходимости разработки государственной Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации до 2015 года.

    По результатам проведенного Институтом проблем естественных монополий анализа текущего состояния российского транспортного машиностроения и перспектив его развития было определено, что системная проблема отрасли заключается в дисбалансе между потребностью отечественного железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе и производственными возможностями предприятий, а также техническим уровнем выпускаемой продукции. Таким образом, для решения этой проблемы предприятиям отрасли необходимо одновременно увеличивать объемы производства продукции и осваивать производство нового, современного подвижного состава. Основные направления участия государства в развитии отрасли определены в плане мероприятий по реализации Стратегии и включают в себя: развитие внутреннего и внешнего рынков, стимулирование инвестиционного процесса и конкурентоспособности в транспортном машиностроении, а также совершенствование кадровой политики.

    Положительным моментом в процессе разработки Стратегии развития транспортного машиностроения стало то, что одновременно была начата разработка Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года и основные показатели этих стратегий были согласованы еще в процессе разработки. Это первый и, к сожалению, пока единственный пример того, что стратегии двух смежных отраслей были синхронизированы.

    По расчетам ОАО "РЖД" в период до 2015 года, отечественная промышленность должна произвести от 7 до 7,5 тыс. локомотивов, от 13,5 до 15,1 тыс. пассажирских вагонов, 8,5 тыс. вагонов электро- и дизель-поездов и от 468 до 486 тыс. грузовых вагонов. Это превышает текущие возможности отечественных производителей, поэтому решение вопроса о привлечении инвестиций для расширения производства оказалось увязано с внедрением в отрасли практики заключения долгосрочных договоров. Другим блоком вопросов, на согласование которых были потрачены значительные усилия, стали требования к перспективному подвижному составу. Для реализации планов развития железнодорожного транспорта до 2015 года производители подвижного состава должны обеспечить достижение следующих качественных и эксплуатационных показателей: повышение производительности вагона на 16%, повышение производительности локомотива на 18,2%, увеличение межремонтного пробега локомотивов в 1,5 раза, сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу на 5%, сокращение удельного расхода топлива на тягу на 6,7%, поэтапное увеличение межремонтного пробега пассажирских вагонов до 600 тыс. км, поэтапное увеличение межремонтного пробега грузового вагона до 500 тыс. км, а в дальнейшем до 1 млн км.

    Реализация этих показателей требует от производителей продукции транспортного машиностроения и их комплектаторов проведения масштабных исследований в областях металлургии, металло обработки и электротехники. Стратегией предусмотрено участие государства в софинансировании этих исследований в рамках государственно-частного партнерства. Необходимость этого, с одной стороны, обусловлена высокими рисками при проведении таких исследований, с другой - тем, что в случае успешной реализации этих проектов налоговые поступления в бюджеты всех уровней будут выше понесенных расходов и, тем самым, государство примет участие в формировании налоговой базы в высокотехнологичных секторах экономики.

    За год, прошедший с момента принятия Стратегии развития транспортного машиностроения, в отрасли произошли существенные изменения. Разработаны и проходят испытания новые модели локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. Реализуются прорывные проекты - создание пассажирских вагонов с кузовом из нержавеющей стали и двухэтажных пассажирских вагонов. Эксплуатация такого подвижного состава не только приводит к экономии эксплуатационных расходов, но и позволяет предоставить пассажирам принципиально иной уровень сервиса. К реализации планов отечественных машиностроителей привлечены крупнейшие зарубежные производители железнодорожной техники, которые, видя перспективность российского рынка, заинтересованы в создании совместных предприятий и готовы передавать новейшие технологии.

    Поделиться