Принята конвенция о развитии системы воспитания в Приморском крае

Таков итог краевой научно-практической конференции "Приморская школа: перспективы развития системы воспитания", которая прошла во Владивостоке в конце минувшей недели.

Чехова подростки называют Аркадием Петровичем, Емельян Пугачев оказывается дедушкой Аллы Пугачевой, а Алексей Николаевич Толстой - внук Льва Толстого. Америку и вовсе открыл комиссар Коломбо! Эти примеры были приведены участниками конференции. Так что же происходит с нашим подрастающим поколением?

Педагогические теоретики какое-то время видели причину в том, что общество отреклось от идеологических идей советской эпохи. Попробовали было возродить пионерские и молодежные организации - получилось еще хуже. Тети и дяди от политики ловко использовали энтузиазм и искренность молодых в проведении своих избирательных кампаний, завлекали их разными посулами. А затем организации рассыпались до будущих выборов.

На памяти приморцев движения "Наша страна", "Молодая гвардия", "Молодежь Владивостока", "Наши" - то размахивающие флагами и расклеивающие листовки, то условно расстреливающие каких-то эфемерных политических противников.

Пришлось педагогическим теоретикам поменять плюсы на минусы. Сегодня они утверждают, что все пороки общества имеют достаточно крепкие связи с прошлым. Участники конференции констатировали: у нас отсутствует грамотная молодежная политика. Более того, поколение молодых - а к ним современные исследователи относят возрастную группу от 14 до 30 лет, - в силу своей инфантильности, малообразованности и бездуховности затрудняет развитие общества.

Два аспекта - современное воспитание и образование - первоочередные в обозначенной проблеме. По мнению доктора философских наук, профессора, директора Гуманитарного института Морского госуниверситета имени Невельского Вячеслава Сакутина, "ценностные основы современного воспитания в чистом виде представляют собой манипулятивно-социальную технологию".

- Ситуация усложняется тем, что в данный момент не существует единого социального пространства, - говорит Вячеслав Сакутин. - Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее. Для образования характерно наличие идеи. Поэтому образованность сегодня - не только наличие знаний. Без единого социального пространства сложно выработать единую стратегию воспитания и образования.

Доктор философских наук, профессор, декан факультета культурной антропологии, заведующий кафедрой философии Дальневосточного технического университета Сергей Ячин считает, что если не обозначены позиции гражданина, личности, ответственности, то вести разговор о воспитании просто бессмысленно.

- В воспитательном процессе существует две модели: садовников и конструкторов, - говорит Сергей Ячин. - Наша школа ориентирована на конструирование. Но при этом уходит духовность. Решать вопросы воспитания, не затрагивая вопросы этики, невозможно: этого требует двойственность человеческого бытия, телесного и духовного, его стремление к благу. Задача педагогов всех уровней - открывать способности, уметь разглядеть дар ученика и его таланты, создать условия для их реализации.

- В нашем обучении нет профессионализма, - категорично заявил доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и образования Дальневосточного госуниверситета Михаил Невзоров. Он выдвинул свою теорию "позитивных белых ворон", которых общая масса не воспринимает и не любит.

- Каждый ребенок талантлив, и задача педагога - увидеть этот талант. Современные дети тихо ненавидят школу. Почему? Да потому, что социальные реалии общества таковы, что дети видят нищету старшего поколения, которым родина дала пенсию в шесть тысяч рублей, - говорит Михаил Невзоров. - В школьном процессе по-прежнему процветает формальный подход. К примеру, неделя патриотического воспитания. А в другую неделю уже не надо патриотически воспитывать? Таким образом, есть принудительная занятость детей. Поэтому можно утверждать, что у нас нет воспитательной деятельности. Система не способствует совершенствованию педагогов. А учитель должен быть талантлив! Только у таких не бывает проблем с успеваемостью и посещаемостью.

Участники конференции приняли конвенцию о развитии системы воспитания в Приморском крае. В ней определены сущность, цели системы современного воспитания, взращивания собственно человеческого в человеке, развития его природных возможностей.

 

Кстати

Статистика утверждает, что каждое 11-е преступление в крае совершается подростками.