В Пензенском федеральном центре высоких медицинских технологий проведена первая операция на детском сердце. В клинике есть все для спасения маленьких пациентов, но палаты заполнены всего наполовину. Корреспондент "РГ" разбирался в ситуации.
Центр высоких медицинских технологий, открывшийся недавно в Пензе, пока остается единственным в стране, поэтому многое из того, что здесь происходит, делается впервые не только в регионе, но и в Приволжском федеральном округе.
Альбина Жашкова стала первым ребенком, оказавшимся на операционном столе. Девочке с рождения вынесли страшный приговор - порок сердца. Крошечный моторчик работал со сбоями, в итоге артериальная и венозная кровь смешивались, что недопустимо. Из-за этого Альбина выросла худенькая, словно тростиночка. В свои шесть лет она весит как трехлетний ребенок. Все это время малышка жила в ожидании чуда. Иначе не назовешь хирургическое вмешательство, призванное исправить ошибку природы.
- Конечно, было страшно! - признается мама маленькой пациентки Наталья Владимировна. - Мне показались бесконечными те четыре часа, пока шла операция. А потом я с замиранием сердца ждала, когда дочка откроет глаза.
- Светло! - первое, что произнесла девочка, очнувшись. - Мне включили свет, и я проснулась.
Альбина еще не осознает, что на самом деле произошло. Только шрам на груди напоминает ей о случившемся.
Врачи успокаивают маму и девочку - операция прошла успешно. Это означает, что Альбина станет обычным ребенком. Она сможет ходить в школу, поступить в институт, получить профессию. Страшное слово "инвалидность" для нее навсегда останется в прошлом.
Уже на следующий день после операции Альбина отмеряла шагами коридор детского отделения кардиоцентра. Медсестры, присматривавшие за ней, не скрывали улыбок на лицах. А в это время в операционной находился уже другой малыш с похожим диагнозом.
- Уровень квалификации врачей и оснащение передовым оборудованием позволяют нам оперировать любые пороки сердца у детей, а их может быть до двухсот разновидностей, - говорит заведующий детским отделением кардиоцентра Тимофей Невважай.
Однако пока отделение, рассчитанное как минимум на 12 человек, пустует. Вовсе не потому, что некого оперировать. Больных детей очень много, но не все они могут попасть в кардиоцентр. Как выяснилось, дает сбои механизм отбора пациентов.
- Подобных центров в провинции никогда не было, - поясняет главный врач Пензенского центра сердечно-сосудистой хирургии Владлен Базылев. - Фактически центр высокотехнологичной помощи должен работать как конвейер. Мы готовы проводить на сердце по 17 операций в день. Но пока делаем от силы одиннадцать.
Проблемы есть не только у детского отделения, наполовину заполнен и весь центр. За два месяца прооперированы 238 человек. Очередь страждущих намного больше, но люди зачастую не могут получить заветный талон-направление на оказание бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи.
Давать такие направления могут восемь близлежащих регионов. Но пока в кардиоцентре большинство пациентов - пензенцы. Примечательно, что 37 человек из первого потока были прооперированы вообще без квоты.
- Мы должны оказывать реальную помощь людям, а приходится распутывать клубок бюрократических хитросплетений, - сожалеют кардиохирурги.
Другая причина неэффективной работы, по мнению специалистов кардиоцентра, - недостаточная подготовка врачей первичного звена (терапевтов, врачей общей практики) на местах. Заподозрить неладное в состоянии пациента обязан терапевт. Специально для них, а также для узких специалистов в Пензе выпустили своеобразную шпаргалку. В брошюре прописан алгоритм выявления патологических случаев, когда хирургическое вмешательство жизненно необходимо.
Увы, но драгоценное время теряется и на стадии предварительного обследования пациентов. Чтобы получить результаты анализов на гепатит и СПИД, человеку приходится ждать как минимум неделю. И это когда на счету каждый день! Четыре человека, направленные в кардиоцентр, увы, ушли из жизни, так и не дождавшись спасительной операции.
В настоящее время кардиохирурги и местные власти координируют свои действия так, чтобы сделать высокотехнологичную помощь более доступной. Эту проблему планируется обсудить на ближайшем Госсовете по медицине, который соберется в Кремле в конце октября.
Владимир Стрючков, министр здравоохранения и социального развития Пензенской области:
- Каждое новое дело требует изменений в устоявшейся системе. В настоящее время мы пересмотрели процедуру оформления квоты для больных, нуждающихся в операциях на сердце. Теперь для проведения хирургического вмешательства достаточно врачебного заключения. Дообследование пациенты проходят на базе кардиоцентра. Больным больше не придется обивать пороги министерств и специальных комиссий. Бумаги теперь идут вслед за пациентом, а не наоборот.