Масштабные проверки судов под удобными флагами прошли во всех морских портах на Балтике в рамках международной акции моряцких профсоюзов.
Цель мероприятия, проводившегося под лозунгом "Неудобна Балтика для удобных флагов", - инспектирование условий труда и быта моряков на судах, зарегистрированных в оффшорных зонах. В портах 10 стран было проверено в общей сложности 251 судно.
В первую очередь профсоюзных активистов и штатных инспекторов интересовало - покрыто ли судно коллективным договором МФТ (Международной федерации транспортников) и какой профсоюз такой договор подписал. Капитанам пароходов пришлось предъявлять проверяющему и "Ships Articles" - своеобразную метрику с указанием, как долго члены экипажа работают на водном транспорте, и платежные ведомости, и листки рабочего времени. Все эти бумаги тщательно изучались на предмет их подлинности. А подробности труда и быта выяснялись у членов экипажа. О результатах акции корреспонденту "РГ" рассказал председатель Калининградского отделения Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов, который лично побывал на 14 судах, - именно столько в течение недели швартовалось под погрузку-выгрузку в калининградских портах. И только одно из них не имело коллективного договора МФТ.
- "Кулер Бей" принадлежит литовскому агентству, - привел пример Мамонтов. - На этом ржавом рефрижераторе, построенном три десятка лет назад, работает смешанный экипаж, в том числе калининградцы - зеленая молодежь и "старики". Ходят в Мавританию за грузом, везут в Калининград, и назад. В Европу судно не ходит. Понятно почему. Условия страховки - никакие. Зарплата не дотягивает до минимума. Впрочем, питание и спецодежда - на уровне. Но экипаж никаких претензий судовладельцу и работодателю не предъявляет. За них это делает представитель МФТ.
К другим "иностранцам", бросившим якорь в нашем порту, нареканий не было. Зарплату моряки получают достойную.
- В последнее время известные международные требования к оплате труда моряков действительно стали "минимумом", - заметил профлидер. - Если у матроса, работающего на судне под удобным флагом, должно складываться в месяц, по требованию МФТ, не менее 1675 долларов, то на деле выходит 2000, да еще и в евро.
Такая щедрость судовладельца, предпочитающего национальному флагу своей страны регистрацию в оффшорах (так легче минимизировать налогообложение), имеет простое объяснение.
- Иначе никакой судовладелец никаких моряков-рыбаков в наших краях не сыщет. Точно знаю, что только 10 процентов заходящих в порт Калининград судов удобного флага не покрыты договорами МФТ, это значит, что рядовой плавсостав получает не меньше 1300 долларов в месяц, а состав командный оплачивается на 30-40 процентов выше требований МФТ. Таков рынок труда - не хватает рабочей силы, - заметил Мамонтов.
По словам председателя регионального морпрофкома, безработицы среди калининградских моряков нет. В многонациональных экипажах судов под разнообразными флагами работают около шести тысяч наших земляков.
Недельный "улов" питерских коллег был куда серьезнее. В Санкт-Петербурге защитники прав моряков проинспектировали 24 судна и заставили четырех судовладельцев подписать коллективный договор - своего рода "охранную грамоту" для экипажа. С помощью участников акции моряки получили долги по заработной плате на общую сумму порядка 60 тысяч долларов. 11 членов экипажа судна "Fso-producer" были репатриированы согласно их требованиям, а моряки с теплохода "Eltanin" получили продукты питания и питьевую воду в необходимом количестве.