Борьба с коррупцией и рейдерством идет только в Москве, в ней же и заканчивается. А финансовый кризис обострит проблему незаконного поглощения предприятий.
Такой вывод прозвучал вчера на заседании комиссии по мониторингу и противодействию противоправным поглощениям предприятий Торгово-промышленной палаты России.
По подсчетам комиссии, в рейдерских операциях в России "крутится" не менее 250 миллиардов долларов. Это почти половина ВВП. Велика опасность, что в ситуации мирового кризиса эти суммы существенно подрастут.
По мнению эксперта по проблемам недружественных поглощений Александра Богатикова, власть сейчас находится на "ужасающем распутье". Еще в 2005 году в Госдуму был направлен так называемый законопроект по коррупции, в котором были сделаны все предложения по внесению поправок в законы. Но документ принят не был. Законодатели настоятельно рекомендуют ввести понятие "рейдерства" в Уголовный кодекс. Это поможет бороться с явлением на законных основаниях, считают они. Однако, по мнению Богатикова, и в нынешних законах достаточно возможностей справиться со злостными рейдерами.
Тем не менее ректор Первого института корпоративного права Юрий Борисов заявил, что есть полное ощущение, что атмосфера 1990 годов возвращается. Только сейчас вместо братков действуют оборотни в погонах. "За 50 тысяч долларов дело заводится по факту, а далее идет просто прямое воздействие на собственника", - считает эксперт.
Причем волноваться в первую очередь следует малому и среднему предпринимательству. Именно в этом секторе начинают сосредоточиваться интересы криминалитета. Борисов это объясняет тем, что "в большом бизнесе сейчас, в кризисные времена, пока все идет законно. Думаю, и будет идти. Преднамеренные банкротства ограничены законодательством. Сложные "интеллектуальные" схемы захватов предприятий сейчас себя не оправдывают финансово". Впрочем, пессимистичный сценарий не был поддержан. "Эры черного передела" не будет, поскольку правительство не допустит разворовывания госимущества, считает Богатиков. "Но есть такой момент, - опасается эксперт, - рейдеры приходят туда, куда идут инвестиции. Более того, они почему-то успевают прийти туда раньше. После того как предприятие становится интересным большому акционерному обществу с участием государства, его выкупают. Здесь я вижу рейдерскую составляющую. Надо заставить правоохранительные органы работать, отладив систему общественного контроля. Даже в условиях современного законодательства, которое многие именуют несовершенным, это вполне можно сделать".