В Москве сирот в три раза больше, чем в среднем по России

Ежедневно в столице две женщины оставляют своих новорожденных детей в роддоме, шесть родителей лишаются родительских прав. Итог таков: процент детей, вынужденных в Москве проживать в сиротских учреждениях, более чем в три раза превышает среднероссийский показатель. Всего их сейчас 5396.

Такие цифры вчера прозвучали на заседании правительства Москвы. На повестку дня был вынесен вопрос о комплексе мер, которые столичные власти намерены предпринять в 2009-2011 годы для того, чтобы преодолеть социальное сиротство. Цель этих мер, подчеркнула в своем докладе руководитель департамента семейной и молодежной политики Людмила Гусева, - сократить число юных москвичей, воспитывающихся в интернатских учреждениях. Она сообщила, что еще в конце прошлого года, который был, как известно, объявлен в Москве Годом ребенка, и в канун Года семьи, мэр столицы Юрий Лужков поставил задачу помочь каждому ребенку обрести семью. Кому-то - родную, кому-то патронатную или приемную, но главное - все-таки семью.

И если раньше внимание органов власти было сосредоточено на выявлении детей из группы риска, то теперь во главу угла своей работы они ставят раннее выявление неблагополучных семей, а затем сопровождение таких семей по специальным межведомственным программам, главная цель которого - сохранить ребенку родных мать и отца. И только в случае, когда все меры оказываются неэффективными и возникает угроза здоровью и жизни ребенка, поднимается вопрос об изъятии ребенка из семьи.

К сожалению, число таких случаев за последние годы резко выросло. Если пять лет назад в городе были лишены родительских прав 1400 родителей, то в прошлом их стало на 50 процентов больше. В результате 2260 детей остались без родительского попечения и были помещены в 74 государственных сиротских учреждения.

Уровень этих учреждений, их оснащенность в столице находятся на высоком уровне. Но поскольку их финансирование и штатная численность персонала находятся в прямой зависимости от количества воспитанников, администрация многих детских домов и домов ребенка не заинтересована в устройстве своих воспитанников в семьи. "Тем самым мы нарушаем основное право ребенка, закрепленное в Конвенции, - его право жить и воспитываться в семье", - подчеркнула Гусева.

Для того чтобы возвращение детей в родную семью стало реальным, она предложила правительству Москвы добиваться изменений в законодательстве, которые позволят властям заниматься реабилитацией всей семьи, вплоть до принудительного лечения родителей от пьянства и наркомании.

А заниматься более активной поддержкой создания приемных семей столице ничто не мешает уже сейчас. Тем не менее, как отмечалось на заседании, на порядок от страны она отстает и в этом: до прошлого года в Москве было всего 8 таких семей, в прошлом стало 47, в то время как в других регионах насчитывается более полутора тысяч. Может быть, одна из причин этого, по мнению выступавших, состоит в том, что финансовый поток на поддержку сирот в городе устремлен в первую очередь именно в сиротские учреждения: на их содержание тратится более 6 миллиардов рублей, в то время как на воспитание детей в семьях - 600 миллионов, или в 10 раз меньше.

Принципиальным новшеством в борьбе с социальным сиротством является решение правительства Москвы создать в каждом округе по центру поддержки воспитанников сиротских учреждений и после их окончания. Как показали исследования, обеспечить их жильем и дать какие-то деньги в качестве подъемных явно недостаточно для адаптации в большой жизни. Этим выпускникам трудно самим устроиться на работу, а получив - сохранить ее, трудно вписаться в общество. И если сиротам в этом не помочь, то они окажутся не в состоянии сами создать нормальную семью, а значит, и их детям будет грозить повторить участь родителей.