Новости

23.10.2008 01:00
Рубрика: Культура

Девочка на мине

Фильм Юрия Грымова "Чужие" вскоре выходит в прокат

Новый фильм Юрия Грымова - драма с элементами боевика "Чужие" - совместное производство России, США, Египта.

Действие происходит на Востоке в наши дни. Герои - русские, американцы и арабы. Снимали кино в Марокко и Египте. Во время съемочного периода наши СМИ сообщали, как Юрия Грымова задержали на таможне в Каире за контрабандный провоз (!) крупной партии оружия и двое суток он провел под арестом. Конечно, автоматы Калашникова, ножи, гильзы были реквизитом. К слову, режиссер Грымов принимал участие в написании сценария, он же художник-постановщик и продюсер "Чужих".

Российская газета: Юрий, съемки "Чужих" были тяжелыми?

Юрий Грымов: Был долгий подготовительный период. Мы строили деревню. Довольно-таки нелегко снимать в 50-градусную жару. Но страшнее всего даже не это, а пыль, когда дышать нечем. Столько песка за день наешься! Кто-то носил марлевые повязки, а я не мог: как разговаривать?

РГ: Писали про антисанитарию, вшей, чесоточных клещей...

Грымов: Да, все это было, мы обрабатывали себя. У нас было больше двухсот детей из африканских деревень. Но не это главное, разве такое подвигом назовешь? Больше всего меня поразило другое. У нас есть одна сложная сцена, где девочка целый день простояла на мине. Она далась труднее всего, это был ад! Сначала мы долго искали девочку, потом еле уговорили ее встать на мину. Мы-то играли, а их в школе учат быть осторожными, потому что в пустыне мины. Что мы только ни делали - били по этой деревянной мине, целовали ее (конечно, это был муляж), а она ни в какую... Вот тут реальность столкнулась с игрой, с кино. Мы в картине много "флажочков" расставили. Скажем, солдат бормочет во сне: "Хохол, прикрой меня..." Хохол-то уже не прикроет, это уже другая страна. Или хохол просит товарищей похоронить его, если он подорвется на мине, по-мусульмански, то есть быстро, до заката солнца. Почему? А чтобы мать не плакала.

Трудно найти суперпрофессионалов

РГ: Каких русских актеров увидим у вас?

Грымов: Их двое, и оба питерские: Виктор Бычков и Алексей Полуян. И еще в массовке бегают солдатики. Остальные - американцы, пятеро прекрасных артистов. Скажем, Кэтлин Гейти, которая играла с Джорджем Клуни в "Скорой помощи". Марк Адам, снявшийся в телефильме "Элвис" про Элвиса Пресли, он известный рок-музыкант, написал музыку к фильму "Тупой, еще тупее" с Джимом Керри. Маленькую роль сыграл актер, работавший еще с Омаром Шарифом. Не скажу, что поиски среди американцев были долгими, сложными. Уровень у них очень высокий. А отношение к работе! Приведу пример. Перед фильмом - совещание. Американские актеры пришли на него с ноутбуками, сценарием, блокнотами и кучей ручек. "Зачем вам столько ручек?" - спрашиваю. - "Вдруг одна перестанет писать..." Знаете, с чем пришли русские ребята? С баночкой пива! (Это не относится к Бычкову и Полуяну.) Очень трудно найти суперпрофессионалов. Давайте говорить правду: Даль, Папанов - это все в прошлом. К сожалению, сегодня у нас мало таких артистов.

РГ: Сопоставимы ли гонорары наших и иностранных актеров?

Грымов: Российские актеры иногда получают больше. Для меня это шок. Уровень мастерства падает, а гонорары им платят огромные! Включите телевизор, и вы увидите на экране этот уровень. Сегодня снимать кино в Европе гораздо легче, а в Америке еще и дешевле, чем в России. Там есть индустрия, рынок услуг, там государство помогает кинематографу. Москва - один из самых дорогих городов для аренды съемок, что мне, коренному москвичу, жалко. Мы сами себя душим.

Во всех странах мира, всюду - в Париже, Нью-Йорке - есть окошечко в мэрии, где вы платите символическую сумму, и снимайте на здоровье. У нас нет такого окошечка, а есть "кармашек". Понимаете разницу? На все кармашки не напасешься. Но вот если нам нужна такая натура, как Петербург, то как ее заменить на что-то другое? Если я снимал кино в пустыне, в мусульманской деревне, для этого взял американских, арабских и русских артистов, то, значит, мне так было нужно. Когда я увидел каирскую студию, то чуть не заплакал. Суперстудия! Господи, думал я, как же они в пустыне построили такое?

Теряем зрителя

РГ: На какой возраст рассчитан ваш фильм?

Грымов: У нас были закрытые показы и просмотр на фестивале в Выборге вне конкурса. Прокатчики говорят, что это кино для 25-30-летних. А у меня другое ощущение: для 18-30-летних. Фильм сделан интересно, современно технически (изображение, звук, монтаж). Звук мы писали в Англии на студии, где записывались "Чарли и шоколадная фабрика", фильмы про Джеймса Бонда.

Я видел реакцию зрителей. Доволен, когда людей пробирает. Обидно другое. Американские актеры были в шоке, что мы снимаем такое серьезное кино. Они считают, что русского кинематографа нет, не ожидали, что мы можем осуществить такой межкультурный проект, поднять вопросы мирового масштаба. Я тоже плохо отношусь к новому российскому кино, но меня пугает, что 16-18-летние дети моих знакомых говорят: "российское кино - г...о!" Это случилось. Мы же потеряем этих зрителей. Помню, я был в кинотеатре два года назад. Погас свет, пошли титры, и вдруг слышу, как девчонки позади меня говорят: "Русское, что ли? Пошли отсюда". - "Да ладно уж, сиди, раз пришли".

РГ: На какой фестиваль повезете "Чужих"?

Грымов: В конкурсных программах фестивалей я отказался участвовать. Разочаровался. Мне кажется, фестивальное движение сейчас в тупике. Я вижу, какие фильмы награждают, и понимаю, что любой фильм-победитель - это тенденция, приз дают картине, которая чуть-чуть впереди остальных. А для меня это 80-е годы российского кино. Очень мало неожиданных лент. Свой фильм на фестивалях покажу вне конкурсов - только для того, чтобы его люди посмотрели. Он жесткий, там заняты американцы, арабы, и я не хотел бы, чтобы обсуждали, дать ему приз или не дать. Не хочется быть ангажированным потому, что мы "точно попали".

Три составляющие успеха

РГ: В ы профессионал в кино?

Грымов: Я боюсь этого слова. Безусловно, я живу этим и зарабатываю себе на хлеб. Нужно всегда сохранять в профессии долю любительства, ощущение дебюта: вы делаете это в первый раз - и на разрыв. Ощущение дилетантства помогает, мне оно очень симпатично.

Я долго занимался "малыми формами" (снимал рекламные ролики, клипы, потом - короткометражку). Мой дебют "Му-Му", полнометражная картина, был принят в штыки. Кошмар, что про меня писали в газетах. Наверное, на всю жизнь запомню заголовок одной статьи: "Грымов снимает фильм про зоофилию". Потом я получил высокие призы за фильм. Почему такое происходит? Клановость большая, русские люди очень жесткие, не хотят кого-то чужого впускать на свою территорию. Меня привыкли видеть в рекламе, клипах. Но я уже давно не там, снял четыре картины, каждой горжусь.

Для меня очень важны три составляющие, без которых я не делаю работу: развлекать, увлекать (это на первом месте), образовывать и поднимать на более высокий духовный уровень. Через развлечение зритель должен узнать что-то новое. "Чужие" - откровенное, прямое, честное кино про человеческую подлость.

Планы

РГ: Какую следующую картину задумали?

Грымов: Надеюсь, что запустим даже две детских картины. Примерно для 10-летних детей, причем больше для девочек. Это очень важно, чтобы наши девушки были прекрасными. Ужасно, если все они будут мечтать о том, чтобы выйти замуж за олигарха. Первый фильм - по Улицкой, "Год белого слона". Второй - "Поллианна" Портер, классика англо-американской литературы. На мой взгляд, потрясающая, крайне необходимая в российском обществе книга. Счастье не в том, какую ты сделал карьеру, одеваешься ли у Дольче и Габбана, а в том, как воспринимаешь мир, как радуешься ему. Не с тупым оптимизмом, а со здравым смыслом. Какую из картин будем снимать первой, еще неясно, все зависит от финансирования.

РГ: Уже известно, кто будет сниматься?

Грымов: В "Год белого слона" артистов подобрали: Аронова, Семчев, Золотухин, Добровольская и Макс Покровский из "Ногу свело!". Семчев сыграет кота, а Аронова и Покровский - домовых. Съемки будут в Москве. Строим сложные декорации: домовые у нас очень маленькие, и будут гигантские декорации. Попытаемся обойтись минимумом компьютерной графики. Весь мир понемногу отказывается от нее и переходит на макетирование. В "Чужих", кстати, компьютерная графика есть, но вряд ли вы ее заметите.

Культура Кино и ТВ