Пользуются маршрутками только 27 процентов москвичей, принявших участие в опросе, который провел фонд "Общественное мнение" с целью выяснения отношения россиян к этому виду транспорта. Как оказалось, его выбирают в столице существенно реже, чем в целом по стране, где хотя бы изредка открывают двери микроавтобусов 45 процентов всех опрошенных.
Конечно, зачастую у жителей Москвы есть альтернатива: можно отправиться по делам на метро или автобусе. Так поступают соответственно 64 и 56 процентов горожан. Маршрутки в рейтинге популярности общественного транспорта занимают только почетное третье место. За ними следуют троллейбусы и электрички.
Многие москвичи, предпочитающие передвигаться на "лайнах", как еще называют в столице микроавтобусы, в основном полагают, что в последнее время в работе этого вида транспорта никаких изменений не произошло, почти столько же утверждают, что их стали обслуживать лучше. И лишь пятая часть опрошенных полагают, что в последние год-два маршрутки начали хуже работать.
Между тем немало жителей столицы, которые садятся в них только в силу крайней необходимости. Их не прельщает даже возможность для каждого пассажира ехать сидя или попросить остановить машину в удобном для себя месте (что делается с нарушением правил). В ходе опроса были высказаны следующие претензии: "Водители непрофессиональные, правила движения нарушают постоянно, подвергают жизнь пассажиров опасности", "гонят сильно", "долго ждать", "всегда переполненные", "в автобусах больше места, в маршрутке тесно"...
Недовольство пассажиров небезосновательно. Только в этом месяце произошло пять крупных аварий с участием маршруток. В частности, 4 октября на пересечении Волгоградского проспекта с Есенинским бульваром столкнулись внедорожник и мини-автобус-такси, после чего в них въехали еще четыре машины. В итоге пострадали 10 пассажиров маршрутки. Через четыре дня мини-автобус "поцеловался" с иномаркой на пересечении Варшавского шоссе и улицы Красного Маяка. После чего за медицинской помощью обратились семь человек...
Увы, статистика ГИБДД неутешительна. В ходе недавней операции "Автобус" инспекторы выявили около 50 тысяч нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов и маршруток. Также было зафиксировано около 2,5 тысячи фактов превышения установленной скорости, четыре водителя управляли автобусом или маршруткой, не имея необходимой категории D.
Помимо этого, стражи дорог выявили 4,6 тысячи нарушений правил перевозки людей и около 2,5 тысячи нарушений правил остановки на соответствующих пунктах.
В ходе операции удалось обнаружить 32 машины общественного транспорта без техосмотра, еще у 47 были неправомерные изменения в конструкции (увеличение количества посадочных мест).
И все-таки есть надежда, что в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону. На государственном уровне сейчас обсуждается идея оснастить в обязательном порядке маршрутные автобусы специальными приборами, следящими за режимом работы, сна и отдыха водителей, - таймерами-рейсографами. Поможет ли это навести порядок? Поездим - увидим.