22.10.2008 23:00
    Поделиться

    Сергей Шухно: Обеспечение равенства прав граждан - стратегическая цель Союзного государства

    Обеспечение равенства прав граждан - стратегическая цель Союзного государства

    10 октября нынешнего года Государственная Дума ратифицировала межгосударственное Соглашение об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь, Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. А 15 октября федеральный закон о ратификации указанного Соглашения был одобрен Советом Федерации. Таким образом, сделан еще один шаг на пути достижения одной из важнейших целей союзного строительства - обеспечения равенства прав граждан России и Беларуси.

    Событие мы попросили прокомментировать члена Постоянного Комитета Союзного государства - заместителя Государственного секретаря Союзного государства Сергея Шухно.

    - Сергей Степанович! Что на практике решает этот шаг?

    - Соглашение было подписано президентами Беларуси и России 24 января 2006 года в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства в Санкт-Петербурге и в июне того же года оно было ратифицировано белорусской стороной. По своей сути Соглашение является документом, позволяющим нашим гражданам реализовывать свои права по свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства в большем объеме, чем в настоящее время. Вступление его в силу позволит освободить граждан Беларуси и России от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Соглашением также установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси будет являться основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание.

    Соглашение явилось логическим продолжением проделанной работы по обеспечению равенства прав наших граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Союзного государства. Уже с 2004 года в соответствии с межправительственным Соглашением об использовании миграционной карты единого образца граждане Республики Беларусь и Российской Федерации освобождены от обязанности заполнять ее при въезде на территорию России и Беларуси, что, в свою очередь, ввиду фактического отсутствия границы между нашими государствами обеспечило реальную свободу передвижения наших граждан по территориям России и Беларуси.

    Попробуйте, например, съездить из Москвы в Минск или в Киев на поезде. Сразу почувствуете разницу. Отсутствие пограничного контроля, таможенного досмотра, необходимости заполнения миграционной карты и ряда других административных процедур и формальностей при поездке в Минск положительным образом скажется на вашем настроении.

    - Кем координируется работа в области обеспечения равных прав граждан?

    - Координирует работу министерств и ведомств Беларуси и России в данном направлении Постоянный Комитет Союзного государства.

    Хочу отметить, что подготовка и принятие упомянутого Соглашения является одним из целого комплекса мероприятий, осуществленных Постоянным Комитетом совместно с министерствами и ведомствами наших стран по обеспечению равных прав граждан. Руководствуясь положениями Договора о равных правах граждан и Договора о создании Союзного государства, изучив их практику применения, Постоянным Комитетом был подготовлен План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, утвержденный Советом Министров Союзного государства еще в 2004 году. Реализация комплекса мероприятий, определенных Планом, на наш взгляд, позволила существенно продвинуться в вопросах обеспечения равных прав граждан Беларуси и России.

    - Напомним нашим читателям. В 2006 году между Беларусью и Россией был заключен ряд международных договоров, направленных на обеспечение равных прав граждан. Какие вопросы регулируются данными соглашениями?

    - В соответствии с Планом 24 января 2006 года был заключен и уже вступил в силу ряд международных договоров, направленных на обеспечение равных прав наших граждан в области социального обеспечения, медицинского обслуживания, налогообложения. Так, Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения подробно урегулированы вопросы государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний граждан Беларуси и России и членов их семей. В частности, при определении права на пенсию граждан Беларуси и России учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств - участников Союзного государства. Договором также упорядочены процедуры выплат ряда пособий (по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, на погребение) постоянно проживающим гражданам государством их проживания и определен механизм их финансирования. Для определения четкого порядка действий компетентных органов государств - участников Союзного государства и его граждан, необходимых для реализации указанных выше прав, в настоящее время ведется подготовка проекта межведомственного соглашения о применении указанного Договора. В Соглашении определяется порядок финансирования расходов Беларуси и России на выплату пенсий и пособий, устанавливаются формы заявлений о назначении и выплате пенсии, о переводе назначенной пенсии и ряд других вопросов.

    Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации позволяет решить ряд насущных проблем, связанных с предоставлением медицинской помощи. Соглашением закреплено право постоянно проживающих на территории одной из сторон граждан на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а временно проживающие граждане имеют право на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них социально опасных заболеваний.

    Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года закрепляет равные условия налогообложения доходов для граждан Беларуси и России, полученных от работы по найму.

    - И как устанавливается это равенство?

    - Если белорусским гражданином с российским работодателем заключен трудовой договор на срок не менее 183 дней, то в отношении его заработка применяется ставка налога на доходы 13 процентов, как и для российского гражданина.

    - Существуют ли для граждан Беларуси и России ограничения, связанные с осуществлением трудовой деятельности?

    - Полагаю, нами уже создана правовая база, способствующая созданию режима наибольшего благоприятствования процессам трудовой миграции между Россией и Беларусью, реальному становлению общего рынка труда в Союзном государстве. Базовым документом в данной области является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года, устанавливающий равные права на трудоустройство и оплату труда наших граждан. В соответствии с Договором белорусским и российским гражданам не требуется получения разрешений на работу. В отношении белорусов и россиян не распространяется также режим квотирования привлечения иностранной рабочей силы.

    - А что касается государственной службы?

    - Тут несколько иная сфера отношений. В соответствии с национальными законодательствами в отношении государственных служащих действие норм трудового законодательства распространяется лишь в той части, в которой они не урегулированы законодательством о государственной службе. Законодательствами Беларуси и России о государственной службе установлено, что государственными служащими в Республике Беларусь могут быть граждане Республики Беларусь, а в России - граждане Российской Федерации. Граждане России и Беларуси могут являться государственными служащими Союзного государства. В Постоянном Комитете Союзного государства, Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также в других органах и организациях Союзного государства трудятся как граждане России, так и граждане Республики Беларусь.

    - Сергей Степанович, когда мы говорим о свободе передвижения, о рынке труда, то невольно вспоминается ситуация с нелегальными мигрантами. Эта тема, кстати, постоянно представлена на страницах "СОЮЗа". Какую работу в данном направлении проводят правоохранительные органы наших стран?

    - Вопросы борьбы с незаконной миграцией всегда находятся в центре внимания Пограничного Комитета Союзного государства, Объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства. Так, за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в 2006 году привлечено к административной ответственности 1 403 261, а в 2007-м - 715 511 лиц. В Республике Беларусь за аналогичные правонарушения были привлечены к административной ответственности в 2006 году - 24 964, в 2007-м - 16 896 лиц.

    В целях противодействия незаконной миграции и иной связанной с ней противоправной деятельности решением союзного правительства создана и работает на постоянной основе Межгосударственная межведомственная рабочая группа. С 2003 года проведено 6 заседаний группы. Очередное заседание планируется провести в четвертом квартале нынешнего года.

    - Какую работу сегодня проводит Постоянный Комитет Союзного государства по обеспечению равенства прав граждан?

    - Вопросы обеспечения равных прав граждан постоянно находятся в центре внимания Совета Министров Союзного государства и Высшего Государственного Совета Союзного государства. Постоянным Комитетом осуществляется мониторинг национальных законодательств России и Беларуси, регулирующих права граждан. В настоящее время мы совместно с министерствами и ведомствами наших стран проводим изучение практики применения национальных законодательств, международных договоров, о которых я говорил ранее, с целью выявления проблемных вопросов, возникающих при практической реализации равенства прав граждан России и Беларуси. На заседании союзного правительства в декабре 2008 года предполагается рассмотреть вопрос о ходе работы по обеспечению равных прав граждан государств - участников Договора о создании Союзного государства с возможным последующим внесением на рассмотрение Высшего Государственного Совета.

    - Так все-таки, по вашему мнению, нерешенные вопросы с обеспечением равенства прав граждан еще остаются?

    - Да, остаются. Взять, к примеру, Соглашение о порядке оказания медицинской помощи, о котором я уже говорил. Оно не решает вопросов, связанных с получением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Беларуси и России временно пребывающих и временно проживающих граждан. Остаются нерешенные вопросы с оказанием медицинской помощи белорусским студентам, обучающимся в российских учебных заведениях, работникам дипломатических представительств. Совсем недавно в адрес Постоянного Комитета обратился гражданин Республики Беларусь с жалобой по факту неоказания ему и его дочери в городе Лиски Воронежской области скорой медицинской помощи. Мы обратились в соответствующие российские инстанции, по предварительной информации факты, изложенные в его жалобе, подтвердились. По моему мнению, подобная ситуация произошла в связи с недостаточной информированностью территориальных органов здравоохранения о действующих между Беларусью и Россией международных договорах в данной области. Постоянным Комитетом направлено обращение в адрес министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой о подготовке соответствующего разъяснения российским медицинским учреждениям по практическому применению Соглашения о порядке оказания медицинской помощи.

    Не все вопросы решены и Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения. В соответствии с его положениями и нормами российского законодательства он не распространяет свое действие на граждан Республики Беларусь, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В отношении этой категории белорусских граждан заработок и стаж работы, полученный в России, для исчисления пенсии в расчет браться не будут, поскольку в отношении него российскими работодателями не уплачивались обязательные страховые взносы.

    Отсутствие в национальных законодательствах оговорок о неприменении их отдельных положений, ограничивающих права иностранцев в отношении белорусов и россиян, приводит к тому, что до настоящего времени на граждан Республики Беларусь распространяются положения российского законодательства о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты, утвержденной российским Правительством. На практике это приводит к тому, что белорусским гражданам, обратившимся за разрешением на временное проживание в России, уполномоченные органы Российской Федерации могут отказать в его получении, со ссылкой на то, что утвержденная квота исчерпана.

    Установленная в одностороннем порядке российским законодательством обязанность по декларированию белорусскими гражданами автотранспорта, предназначенного для личного пользования на территории Российской Федерации, и оформление таможенными органами России удостоверений временного ввоза транспортных средств (УВТС), зарегистрированных в Республике Беларусь, также является административным барьером, препятствующим реализации прав граждан на свободу передвижения.

    - И последнее. Есть ли уверенность, на ваш взгляд, что мы сумеем добиться полного равенства прав наших граждан?

    - Создание единых правовых условий для граждан Беларуси и России - сложный процесс, требующий максимального сближения законодательств наших стран. В настоящее время, когда Союзное государство находится в стадии своего становления, стадию становления проходит и его правовая система по обеспечению защиты прав и свобод граждан. Поэтому для достижения полного равенства прав граждан Беларуси и России органам Союзного государства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации предстоит еще многое сделать. Но, убежден, такая цель будет достигнута.

    Поделиться