В Алтайском крае не утихают споры о памятнике жертвам Гражданской войны

Ровно 90 лет назад, в октябре 1919 года, на Алтае шли кровопролитные бои.

К приходу Красной армии в Алтайскую губернию бойцам Мамонтова, Громова, Рогова и других народных вожаков удалось разбить колчаковские полки и отряды. Однако на этом война для многих из них не закончилась, и в борьбе с новой советской властью вскоре приняли участие и те, кто недавно сражался с колчаковской диктатурой.

Этим событиям посвящена книга известного в крае журналиста и публициста Константина Сомова "Про Гражданскую войну". Его повесть "Черный дол" и документальные очерки вызвали бурные споры и дискуссии среди краеведов и литераторов. Корреспондент "Российской газеты" встретился с автором книги.

Российская газета: Константин Константинович, как и почему родилась идея написания книги о Гражданской войне, ведь об этом уже столько написано?

Константин Сомов: На территории нашего края только один раз шла настоящая война. Была она страшнее японской и германской, поскольку сражались здесь с обеих сторон свои, как принято говорить сегодня, россияне. Начало братоубийственной бойни можно назвать довольно точно - 25 мая 1918 года. Это дата выступления чешских легионеров и поддержавших их боевиков Белого подполья. В том же 1918-м на Алтае произошло еще одно горькое знаменательное событие - Чернодольское восстание, которое было вызвано призывом крестьянских парней в армию временного Сибирского правительства, сформированного после свержения большевиков летом в Омске. Его итогом стало первое в истории губернии массовое убийство людей, многие из которых не имели к революционной борьбе никакого отношения.

Я хотел, чтобы книга вышла именно сейчас - в год 90-летия этих страшных событий, которые, как известно, интерпретировались историками однобоко. В советской литературе белый офицер выставлялся пьяницей, насильником и убийцей. В 1990-е годы этими же качествами публицисты стали наделять "жидовских комиссаров". Так или иначе, получалось, что на одной стороне воюют конченые от природы подлецы и подонки, а на другой - высокоморальные люди, защитники интересов страны. Я пытался разобраться, где правда, а где обычная ложь, изучая характеры людей и события той эпохи по письмам-воспоминаниям очевидцев и другим архивным документам.

РГ: И к какому выводу вы пришли?

Сомов: Многие народные вожаки не заслужили всеобщего порицания. В Барнауле, к примеру, есть улица Анатолия, но до недавнего времени даже не было памятной доски Григорию Рогову. Он, как и многие другие лидеры партизанского движения, был незаслуженно забыт. Изучая его биографию, я все больше удивляюсь, почему этот человек был выставлен в разряде бандитов. В газетах и журналах писали о том, что он любил детей, но... также направо и налево рубил головы с плеча, подкладывал кресты под сковородки и насиловал в Новокузнецке попадью в алтаре. Такой образ трудно укладывается в голове, и я пытался, что называется, отсеять зерна от плевел. Честно скажу - порой бросался из крайности в крайность, то полностью разочаровываясь в людях, то восхищаясь ими. Все они - и красные, и белые - защищали свои идеалы, и поверьте, нет смысла сегодня современному человеку давать оценку тем событиям. Кто мы вообще такие, чтобы их судить?

РГ: Какими источниками вы пользовались, собирая материалы для книги?

Сомов: Я взял за основу дневники, всевозможные документы и воспоминания участников Гражданской войны. По крупицам строил мозаику событий, сопоставлял факты на основе сотен источников и поэтому могу ручаться за то, что информационно эта книга максимально насыщена объективными сведениями.

В ней использованы воспоминания участников Белого движения, которые публиковались в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Берлине. Кроме того, те события задели мою семью. Казаки расстреляли отчима моей бабушки, вытащили ее мать из дому за косу, выгнали детей и заставили их смотреть на убийство. С тех пор она перестала верить в Бога. По мере того, как я все больше и больше узнавал о событиях тех лет, мне становилось не по себе. Никто из людей того поколения даже в страшных снах не мог предположить, что через два-три месяца прольется столько крови.

РГ: Вы бы какую сторону заняли в то смутное время?

Сомов: Это сложный вопрос. Как ни относись к большевикам, первая выборная власть была максимально либеральной и фактически не успела себя показать. Благодаря ей сибирские мужики вернулись с войны домой, беспрепятственно рубили лес и варили самогон. Самым страшным в те годы наказанием было выселение за пределы города. Так вольно крестьяне никогда не жили, но пришла новая власть и начала заниматься тем, чем ей положено: собирать налоги, призывать в армию, но местные жители уже привыкли к вольнице.

Так вспыхнуло Чернодольское восстание, люди стали убивать друг друга и продолжали это делать вплоть до 30-х годов прошлого века. Что случилось, то случилось. Сейчас нам нужно не пересматривать историю, а найти способ примирить людей. Я считаю, что пришло время поставить памятник жертвам Гражданской войны и с одинаковым уважением относиться к погибшим в те страшные годы. Не секрет, что в Кулундинской степи еще 20 лет назад можно было увидеть холмики могил расстрелянных красными карателями местных жителей. Тем, кто забирал хлеб у крестьян, сейчас горит вечный огонь на мемориале Славы. Я выступаю не за то, чтобы его потушить. Нужно увековечить память всех, кто погиб в этой кровопролитной войне.

Комментарии

Алексей Брагин, историк, лидер общественного движения "В защиту советской истории":

- Который год решается вопрос об установке в Барнауле на площади Свободы памятника жертвам политических репрессий, но нет финансирования. Я думаю, что именно такой монумент будет отвечать пожеланиям всех заинтересованных сторон. Сейчас во многих городах устанавливают рядом памятники красногвардейцам и жертвам политических репрессий. Они нормально соседствуют. Другой вопрос, что такие монументы должны появляться не на государственные, а народные деньги.

Среди членов нашего движения мнения по этому вопросу неоднозначные. Некоторые активисты категорически против того, чтобы устанавливали памятники белогвардейцам. Особенно недовольны ветераны Великой Отечественной войны, обосновывая свое несогласие тем, что такие монументы станут оскорблением памяти красногвардейцев. Тем более, что некоторые факты красноречиво доказывают: белогвардейцы вели себя неоправданно жестоко.

Михаил Гундарин, доцент АлтГУ, кандидат философских наук:

- Если мы будем рассуждать о Гражданской войне "без гнева и пристрастия", можно считать, что 70 с лишним лет после событий, о которых идет речь, миновали зря. Горячие споры возможны только в неостывшем контексте событий, через столько десятилетий они, увы, отдают спекуляцией.

Я думаю, мы должны рассматривать все произошедшее как чудовищный поворот колеса истории, управлять которым не может ни одна политическая сила - ни белые, ни красные. Зато гибнут - бессмысленно, беспощадно - под этим колесом и те, и другие.

Разумеется, были и в моей семье пострадавшие и с той, и с другой стороны. Были и герои - хотя можно ли говорить в такой ситуации о героизме? Я предлагаю поставить памятник всем русским людям, погибшим, пострадавшим в той нелепой и страшной бойне. Только если это будет общий памятник, он послужит не просто для сохранения памяти, но и для предупреждения потомкам - такое уже точно не должно повториться.

Справка "РГ"

Константин Сомов родился в 1961 году в городе Славгороде Алтайского края. Окончил Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1982-1984 годах служил в частях противовоздушной обороны в Монголии. С 1995 года - журналист краевой газеты "Алтайская правда". В 1990-е годы в журнале "Алтай" были опубликованы его повести из армейской жизни: "Бесы, черпаки и другие", "Цирк", "Обещанный обелиск". Лауреат премии Алтайского книжного издательства. Автор историко-публицистических очерков о Гражданской и Великой Отечественной войнах.