23.10.2008 01:57
    Поделиться

    В Ростове необычный метод воспитания привел мать пятерых детей на скамью подсудимых

    Необычный метод воспитания привел мать пятерых детей на скамью подсудимых

    Врач высшей категории Елена Ярославцева столь нетрадиционно подходила к воспитанию своих пятерых детей, что это вызвало интерес правоохранительных органов.

    Поставлена точка в неоднозначном деле, которое рассматривалось в Кировском районном суде Ростова-на-Дону. На судебном заседании нередко звучала фраза "кормила ребятишек солнечным светом, едва голодом не заморила". Материнских прав Ярославцеву не лишили и обвинение в жестоком обращении с детьми сняли, однако в обществе не утихают споры об этой семье.

    Папы идут в атаку

    Старшему сыну Ярославцевой Стасу 23 года, он живет своим домом. Святозаре пять лет, Мирославе - восемь, Марку - одиннадцать, а Михаилу - четырнадцать. В поле зрения правоохранительных органов эта семья попала после того, как бывшие мужья Елены - Алексей и Олег - обратились с иском о лишении ее материнских прав. Всплеск родительской любви приключился с папашами аккурат после того, как Елена пригрозила им взыскать задолженность по алиментам - 150 тысяч рублей. Безработные отцы детям помогали, правда, только когда у самих водились деньги. При этом один из них умудрился взять в кредит два автомобиля и проявлять щедрость не мог. В иске к Елене папы-правдоискатели утверждали, что та кормит их детей овощными отварами, собирается перевести на питание солнечным светом и не пускает в школу. Медики, обследовавшие ребят, дистрофии не выявили, но мужчины охотно давали интервью всем желающим, и на Елену обрушился шквал общественного негодования.

    На телефонные звонки Ярославцева отвечает устало: "Я не хочу ни с кем общаться. Если бы люди не пытались сделать сенсацию на моей семье, нам не пришлось бы столько пережить".

    Когда в эфире появился сюжет, в котором дочь Елены ела с клумбы траву, Ярославцевой пришлось испытать настоящий прессинг. А ведь кадры эти возникли так: пока мама делилась с журналистом своими соображениями о правильном питании, дядя-оператор попросил пятилетнюю девчушку сыграть в смешную игру, и ребенок доверчиво согласился. Эта "шутка" едва не стала основным доводом обвинений в адрес Елены. О чьей ответственности здесь надо говорить?

    Аргументы pro et contra

    В ее квартире светло, чисто, пахнет чем-то вкусным. К Елене льнут Миша и Мирослава. Они подвижные, доброжелательные и совсем не худые.

    - Я убежденная вегетарианка, так и детей воспитываю, - говорит Елена. - Не делала детям прививок? Но я потомственный врач и хорошо знаю состояние ребят. Вот пачка газет с заметками, где нас называют солнцеедами. А ведь эти "писатели" со мной даже не разговаривали. Я увлекаюсь методиками укрепления здоровья, однако на детях не экспериментирую. Да, они не ходили в школу, но закон разрешает обучать на дому. Я занималась с ними сама, нанимала репетиторов. А о том, что они должны сдавать экзамены, никогда не слышала.

    Этот "нюанс" могли бы объяснить Ярославцевой работники образования, но за все годы никто из них с ней не встретился.

    - Детей необходимо было прикрепить к школе, - утверждает старший помощник прокурора Наталья Барсук. - Ярославцева - взрослый человек, а поступила безответственно, вот и получилось, что четырнадцатилетнего Михаила аттестовали за второй класс. После нашего вмешательства дети стали лучше питаться, пошли учиться.

    Директор школы, где сейчас учатся дети Елены, говорит:

    - Ярославцева виновата в том, что так получилось с учебой. Но она тянет четверых детей, и воспитала их неплохо. Они коммуникабельны, дружелюбны. Мы подобрали для них индивидуальные коррекционные планы. Закон допускает три вида образования: семейное, очное и экстернат. Если дети учатся на дому, средства, которые выделяет федеральный бюджет на обучение, должны попадать в семью. При этом нужна отлаженная система контроля их целевого использования. А такой системы нет. Общество не готово ни с юридической, ни с психологической стороны к разным формам обучения. Может, и не надо давать родителям такую "полувозможность"? Тогда Ярославцева не попала бы в переплет.

    В педагогической среде идут споры, причинила ли Ярославцева детям вред? Или на фоне "пивного поколения" ее ребята благополучнее многих сверстников?

    Самым крепким аргументом в ее защиту стало письмо в прокуратуру старшего сына. Стас пишет, что закончил юридический факультет престижного вуза, а в школу пошел с 9 класса, до этого находился на домашнем обучении. Сейчас женат, работает начальником отдела.

    - Разве я не вписался в общество? Кому пришло в голову лишать маму родительских прав? - спрашивает Стас.

    Комментарии

    Наталья Марченко, кандидат психологических наук:

    - Лишение прав материнства - крайняя мера, Ярославцева этого не заслужила, - она просто не "вытянула" нагрузку. Надо стараться сохранить этот необычный, но добрый мирок. То, что семья Ярославцевой теперь находится под контролем, тоже неплохо. Мы знаем массу примеров, когда взрослые, увлекшись псевдопрогрессивными теориями, причиняли детям вред. Хорошо и то, что папы, не платившие алиментов, вспомнят о своих обязанностях.

    Татьяна Княжева, руководитель секретариата уполномоченного по правам ребенка в РО:

    - Согласно постановлению губернатора РО о социально-педагогическом мониторинге два раза в год работники школы и районной поликлиники должны обойти все семьи на подведомственной территории, где живут потенциальные первоклассники. Система дала осечку, потому что Ярославцева в периоды проверок выезжала. Суд выяснил, что фактов нанесения вреда детям не было. Елена Руслановна заблуждалась, ее поправили, и теперь в этой семье все пошло на лад.

    Поделиться