23.10.2008 02:57
Поделиться

Кубань продолжают потрясать ЧП с детьми в больницах

Кубань продолжают потрясать ЧП в больницах с детьми. Недавно в перинатальном центре Славянска-на-Кубани во время родов умер ребенок. В смерти малыша родственники обвиняют врачей. Дело обещает стать очередным громким в этой серии.

По мнению же специалистов краевого департамента здравоохранения, ребенок мог погибнуть из-за инфекции матери, незадолго до родов переболевшей простудой. Следственные органы назначили экспертизу, по итогам которой будет дана правовая оценка случившемуся.

В середине июля в инфекционном отделении Динской районной больницы умерла 11-месячная девочка. Кстати, прокуратура узнала о смерти ребенка только спустя почти неделю после ЧП. Была назначена проверка, правоохранители пришли к выводу, что причиной беды стало стремительно развивающееся инфекционное заболевание.

Число гражданских исков к врачам и даже уголовных дел, в которых фигурируют медики, в последнее время в крае значительно увеличилось. Но довольно редко иски потерпевших пациентов удовлетворяются, а уголовные дела заканчиваются обвинительным приговором, как это произошло в нашумевшей истории с малышкой Соней Куливец. Правоохранительные органы традиционно неохотно их возбуждают, зная, что расследование сопряжено с массой проблем.

А вот педиатру краевой детской клинической больницы предъявлено обвинение по части 2 статьи 124 УК РФ (неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или специальным приказом, если это повлекло по неосторожности смерть больного). Но чтобы добиться этого, несчастным родителям пришлось потратить массу сил, времени и нервов: их малыш умер еще три года назад.

В тот день в приемный покой за помощью обратилась супружеская пара с ребенком. Дежурный педиатр поставила ему, как определит позже следствие, правильный диагноз - острая респираторно-вирусная инфекция, но в госпитализации отказала, отправив без специального медицинского сопровождения в другую - инфекционную больницу. Через полчаса родители привезли туда своего мальчика в состоянии клинической смерти. Врачи пытались реанимировать его, но безуспешно.

"Врач обязана была госпитализировать ребенка в своей больнице, а если существовала необходимость госпитализации в другую больницу, направить его туда на специализированном медицинском транспорте", - считает зампрокурора Западного округа Краснодара Евгений Мищенко. Как сообщила корреспонденту "РГ" судья Октябрьского районного суда Наталья Казанская, слушания сейчас приостановлены в связи с тем, что по ходатайству защиты назначена повторная экспертиза.

Третью экспертизу назначают и по факту причинения тяжкого вреда здоровью Никите Гришкову из Апшеронска. На этот раз по просьбе мамы мальчика, Нины Варенниковой, материалы уголовного дела, возбужденного в середине апреля, направлены в Москву.

Весь этот год мы, а с нами и вся страна следили за судьбой ребенка, ставшего калекой по воле судьбы и обстоятельств. Нина убеждена: ампутации обеих ног удалось бы избежать, если бы апшеронские медики сразу поставили правильный диагноз, а краснодарские врачи своевременно отреагировали бы на экстренный вызов к тяжелобольному малышу. На Никиткины беды у некоторых взрослых вообще какая-то замедленная реакция. Еще в начале лета фонд социального страхования обещал отправить его на протезирование, но потом, видно, дяди из Краснодара забыли о своем обещании. Благо семья Бородиных из Москвы договорилась с одной из лучших клиник Санкт-Петербурга, где в конце августа встретили Нину с сынишкой.

О том, как мальчик готовится к поездке, мы уже писали ("Обратная дорога в детство", "РГ" от 16 сентября 2008 г.). И вот вчера, созвонившись, узнали, что Никитка встал на протезы и учится ходить.

- Он их первый раз примерил еще месяц назад, - рассказывает Нина. - А ходить начал недавно. Вы бы видели, как он радовался! Протезы временные, тренировочные, врачи даже не верили, что Никитка сможет на них устоять. На следующей неделе, наверное, поедем домой, а через пару месяцев нужно готовиться к операции. Возможно, и не одну придется сделать, чтобы крепко встать на ножки. Пока, правда, не знаю, где взять деньги на новую операцию.

В Апшеронске Нина с сынишкой возвратятся во все тот же съемный барак. Переселенческую очередь, в которой беженка из чеченского Гудермеса стоит уже почти 10 лет, не сдвинула с мертвой точки даже обрушившаяся на маленькую семью беда. И больше всего Нине обидно, что земляки заняли в этой ситуации позицию сторонних наблюдателей. Причина, как она считает, в том, что не смолчала, а пытается выяснить, кто все-таки виноват в инвалидности сына.

А Соне Куливец через 10 дней исполнится два года. Вместе с родителями и старшей сестренкой девочка живет в станице Холмской Абинского района. Она быстро бегает на крепких ножках, учится говорить, а в своей единственной левой ручке ловко держит не только ложку, но и карандаш.

Ее папа по-прежнему ищет информацию о клиниках, которые взялись бы за протезирование дочки. Полтора года он потратил, чтобы доказать вину медиков в том, что произошло с малышкой. Теперь же с удивлением наблюдает, как вступивший в силу приговор медсестре и врачу Краснодарской специализированной инфекционной больницы до сих пор почему-то не исполнен...

Комментарий

Валентина Замковая, прокурор отдела гособвинителей краевой прокуратуры:

- Полтора года я провела в этом процессе, пропустив все происходящее через свое сердце. Не случайно к нему было приковано столь пристальное внимание: общество устало от "круговой поруки", царящей в медицинской среде. В полной мере это проявилось и в "деле Сони Куливец", но следствию, а затем и суду все же удалось доказать вину медиков.

Но на этом и других подобных примерах убедилась: пострадавший или его представитель должны обладать отменным здоровьем, чтобы в течение года-полутора доказывать свою правоту, особенно если это придется делать не в рамках уголовного дела. Во-первых, нужно подтвердить свои претензии к лечебному учреждению с копиями документов - амбулаторной карты, медицинского заключения по итогам стационарного лечения и т. д. По закону такие копии обязаны выдать в течение месяца. Если врачи отказываются это делать, можно пожаловаться в прокуратуру. Действия медиков в таком случае попадают под статью: речь идет о сокрытии информации. А вот экспертизу по делу о врачебной ошибке лучше проводить в другом регионе, чтобы застраховаться от пресловутого принципа "рука руку моет".

Что касается чиновников от медицины, то они должны повернуться лицом к больным, не покрывать нерадивых врачевателей, а строго спрашивать с них за причиненный вред. Иначе, уверовав в безнаказанность, те и дальше будут калечить чье-то здоровье.