Предложение обсудить тему бизнес-образования применительно к малому бизнесу поначалу показалось неожиданным и спорным. До учебы ли тем, у кого нет ни свободного времени, ни "лишних" денег? Оказалось, ничего подобного - учатся, да еще как.
Разговор, для которого за круглым столом Уральского представительства "РГ" собрались участники недавней конференции по бизнес-образованию, развеял немало стереотипов. В совете экспертов приняли участие президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок, генеральный директор екатеринбургского центра бизнес-образования Ольга Жигальцова, руководитель Института развития прессы - Урал Людмила Шевченко, бизнес-тренер Игорь Викентьев (Санкт-Петербург) и директор по развитию группы консалтинговых компаний Андрей Разуваев (Тюмень).
Курс молодого командира
Российская газета: Существует мнение, что услуги бизнес-тренеров востребованы в основном крупным, в лучшем случае средним бизнесом. А образ представителя малого предпринимательства не сильно изменился с тех пор, когда люди зарабатывали первоначальный капитал, торгуя гвоздиками. Так ли это?
Владимир Лобок: По некоторым оценкам, в ближайшие пять лет 30 процентов предприятий будут вынуждены прекратить деятельность в связи с нехваткой рабочих рук. Многие руководители уже сейчас говорят об ухудшении качества персонала. Люди работают на одном месте не более пяти-шести лет, и вырастить новых менеджеров не удается: каждый последующий хуже предыдущего. Так что проблема сохранения коллектива и доподготовки новых сотрудников будет обостряться. А потребность в бизнес-образовании малых и средних предпринимателей - возрастать.
Ольга Жигальцова: Бизнес-образование необходимо всем, кто работает в рыночной экономике. В том числе выпускникам вузов и колледжей, которые пока неумело встраивают в старые образовательные программы модули знаний в области экономики и реальных механизмов работы рынка. Кроме того, получив общие знания, нужно "подкручивать" их под специфику конкретной компании. Многие состоявшиеся бизнесмены, наши постоянные клиенты, обучают таким образом своих детей.
Большинство предпринимателей делают первые шаги в бизнесе интуитивно, и только спустя некоторое время у них возникает желание узнать, как это должно быть по науке. Поэтому половина наших постоянных клиентов - представители именно малого бизнеса. Пока дело в стадии становления, предпринимателю действительно не до учебы. И только потом, когда появляется свободная копейка, он понимает, что на одной интуиции уже не выехать, надо еще многое знать. Затем доходит и до внутрикорпоративного обучения или отправки наемных работников на семинары и тренинги.
Игорь Викентьев: Как показывает опыт, необходимость учиться возникает не от ума, а на нервной почве. Чтобы выстроить бизнес-процесс, идут учиться процентов десять. Остальных вынуждает конкуренция, необходимость перемен. На мой взгляд, руководителей нужно учить планомерно, изо дня в день создавать технологию, в которую затем можно "вставлять" сотрудников. Кадровый рынок не спит, и хорошего работника легко потерять. Поэтому структура будущего - это надежная компания, состоящая из принципиально ненадежных элементов. Любого можно убрать - и отряд не заметит потери бойца.
Людмила Шевченко: Мы работаем с по-настоящему малым бизнесом - средствами массовой информации, прежде всего редакциями районных и городских газет. Многие из них выходят в малых городах, и денег у них немного. Но редакторы все равно находят средства на обучение специалистов и в бюджете газет, и обращаясь к спонсорам, потом рассчитываясь с ними рекламой. Они понимают, что без этого издание просто-напросто умрет. Потому что даже в отдаленных населенных пунктах выходит по две-три газеты, не считая бесплатных.
Катализатор роста компании
РГ: Один из распространенных статусов предпринимателя - ПБОЮЛ, без образования юридического лица. Может ли образование придать малому бизнесу новое лицо?
Жигальцова: Безусловно. Бизнес-образование повышает не только квалификацию сотрудников, но и - что даже более важно - их лояльность к своей компании. Лучшие образовательные центры предлагают программы, направленные не только на обучение, но и на развитие персонала. Современный менеджмент - это управление не через регламенты и стандарты, а через ценности. Если внутренние стремления сотрудника совпадают с вектором развития компании, если ее миссия совпадает с убеждениями работника, в него будут вкладывать деньги.
Лобок: Да, бизнес-образование - для тех, кто работает в рыночной экономике. Но есть ли у нас рыночная экономика? Стало ли наше государство полностью правовым? Все ли у нас платят налоги, а не уклоняются от них? По этой причине, я считаю, падает спрос на дипломы MBA. Потому что они работают только там, где участники рынка находятся в равных условиях и не испытывают дискриминации со стороны государства.
Жигальцова: Бизнес-образование учит тому, как управлять внутренними процессами. На внешние мы повлиять не в состоянии.
Андрей Разуваев: Сделать бизнес цивилизованным может только он сам. Если фирма принимает строгие правила игры, возникает потребность повышать уровень менеждмента.
Однако консалтинг и тренинги - лишь катализаторы изменений, но не панацея. Ведь есть и другие инструменты развития бизнеса. Можно использовать франчайзинг - приобрести готовую успешную технологию. Если есть продукт, который нужно вывести на качественно новый уровень, то покупается готовый специалист, который ведет проект. Руководителей необходимо научить грамотно работать с командой. Можно, конечно, весь отдел продаж отправить на тренинг к столичному "гуру". Но целесообразнее обучить начальника отдела продаж, который сможет профессионально управлять коллективом.
Жигальцова: Управление персоналом базируется на трех пунктах. Первое - найти нужного человека. При этом важна не только квалификация, но и совпадение его внутренней культуры и ценностей с корпоративной культурой и ценностями компании. Второе - создать этому человеку условия для самореализации. И третье - не мешать ему работать, не унижать руководством.
РГ: Такое ощущение, что вы живете не в России...
Жигальцова: И в России эти технологии работают, в том числе и у нас в компании. Это тоже малый бизнес - меньше сорока сотрудников. Мы постоянно общаемся с клиентами, руководителями разных предприятий. Только что завершился бизнес-курс - обучалось 110 человек из разных городов, от Калининграда до Иркутска. Кроме занятий каждый вечер были дискуссии, и оказалось, вопрос: как удержать персонал, - один из самых важных.
Самоконтроль против шарлатанов
РГ:Как бы вы оценили сегодняшнее состояние и перспективы рынка бизнес-образования?
Шевченко: Не уверена, останутся ли у предприятий в условиях нынешнего кризиса деньги на повышение квалификации сотрудников. Все зависит от того, что будет дальше с экономикой.
Разуваев: Мы провели исследование, которое показало, что 140 из 200 опрошенных предпринимателей не знают в Тюмени ни одной тренинговой компании. Рынок по многим направлениям еще в зачаточном состоянии. В городе работает десяток компаний. О многом говорит цена услуг: в Екатеринбурге средняя стоимость тренинг-часа - 2-2,5 тысячи рублей на руки консультанту. У нас такая же сумма - перечислением на счет тренинговой компании.
Жигальцова: По некоторым показателям (насыщенности рынка, объему предложения) Екатеринбург опережает даже Москву. И перспектива развития очень велика, поскольку руководители многих предприятий четко понимают, что в персонал надо вкладывать. Но и цены на бизнес-обучение будут расти, поскольку люди уже распробовали качественные образовательные продукты и предъявляют к новым предложениям высокие требования.
Лобок: В последнее время на рынке много непрофессионалов, которые пытаются сбить цены, подчас предлагая слушателям-новичкам вместо качественного обучения профанацию. И тем самым отбивают у тех интерес к повышению квалификации.
РГ: Может быть, профессиональному сообществу пора вводить контроль, сертификацию?
Жигальцова: Год назад Российская ассоциация бизнес-образования уже начала сертификацию бизнес-тренеров. В специальный комитет вошли самые авторитетные специалисты, которым доверяет все наше сообщество. Система очень сложная, но зато гарантирует качество. На сегодня сертификаты получили лишь семь человек. В декабре мы начнем эту работу и в Екатеринбурге.
Лобок: Для этого необходима организация.
Жигальцова: Возможно, объединение произойдет, когда рынок стабилизируется и настанет пора договариваться между собой о том, как его разделить. А пока тропки на нашей поляне еще не протоптаны.
Лобок: Значит, конкуренция еще не взяла вас за горло.
РГ: Посмотрим: может, кризис всех уговорит... Жигальцова | По мнению такого авторитетного бизнес-тренера, как Владимир Тарасов, Россию из-за ее больших размеров кризис не слишком затронет. А Сергей Мокшанов считает, что он даже пойдет на пользу нашему рынку. Потому что, стремясь сохранить самых ценных работников, руководители предприятий будут вкладывать больше средств в их обучение.
Ликбез по госпрограмме
РГ: Развитие цивилизованного рынка - общенациональная задача. Значит, повышение уровня образования предпринимателей отвечает государственным интересам. Однако государственных структур в сфере бизнес-образования что-то не видно...
Жигальцова: И очень хорошо! Бизнес-образование - стопроцентно рыночная услуга. Именно поэтому наши продукты постоянно меняются и совершенствуются вместе с развитием самого менеджмента.
Шевченко: У нас клиентура немножко другая, и ситуация тоже. В течение трех лет мы вели в Свердловской области образовательную программу для местных СМИ. Региональное правительство выделило деньги, мы выиграли тендер и осуществляли программу, формируя ее совершенно самостоятельно. На мой взгляд, это правильный подход. По финансовым вопросам что-то приходилось согласовывать, но в содержании они доверились профессионалам. Без поддержки власти многие журналисты из глухих точек области никогда не нашли бы средств на такую учебу.
Жигальцова: Если человек не вложил в обучение свои средства, учить его бесполезно. Я за то, чтобы государство выделяло деньги на разработку программ, но не на саму учебу.
Лобок: Надо поддерживать того, кто и сам способен развиваться, а не заниматься воспроизводством дилетантства.
Викентьев: Закономерно, что малому бизнесу попадаются худшие тренеры и консультанты: он рефлекторно экономит на всем. На мой взгляд, нужна программа - федеральная или региональная, которая позволит сделать бизнес-образование массовым и доступным. Самое простое - издавать дайджест для малого предпринимательства. Если сделать продукт качественным, он станет серьезным подспорьем для тех, кто пока не может себе позволить полноценное бизнес-образование.