Ситуацию в финансовой сфере республики прокомментировал председатель Национального банка РТ Евгений Богачев.
1. Евгений Борисович, о кризисе сегодня не говорит только ленивый. Насколько нынешнее положение близко к тому, что сложилось в стране в 1998 году?
В 1998 году перед дефолтом в казне Центробанка России находилось всего 400 миллионов долларов. Сегодня же казна забита деньгами: золотовалютный запас страны составляет 600 миллиардов долларов. Разве можно в такой ситуации быть банкротом и говорить о кризисе? Как банки могут рухнуть, если на счетах есть деньги? Остатки свободных средств на корсчетах не меняются и колеблются в пределах 9-13 миллиардов рублей, как это было и в начале года, и летом. К примеру, по данным на 17 октября, остатки на корсчетах "Ак Барс" банка составляли 4 миллиарда рублей, Татфондбанка - около 200 миллионов рублей, банка "Аверс" - 928 миллионов рублей, Банка Казани - 670 миллионов рублей. Шумиха возникла "благодаря" тем журналистам и экспертам, которые о кризисе днем и ночью говорят и пишут.
Даже в 1998 году татарстанским банкам удалось сохранить доверие вкладчиков и они не пострадали. Сегодня необходимо избежать кризиса доверия на межбанковском рынке и массовых изъятий денег вкладчиками. Банки должны быть солидарны друг с другом и не поддаваться соблазну поживиться за счет коллег, переманивая у них клиентов.
2. С какими результатами завершают год банки Татарстана?
По итогам 9 месяцев 2008 года все наши банки прибыльные. В сравнении с прошлым годом рост прибыли составил 59 процентов.
Татарстанские банки по всем показателям значительно превышают банки Приволжского округа и занимают второе-третье места по кредитным вложениям в России. Мы первыми вошли в систему страхования вкладов.
Шесть республиканских банков проходят сейчас проверку в связи с тем, что подали заявки на увеличение уставных капиталов. В частности, Татфондбанк - на 2 миллиарда рублей, Энергобанк - на 1 миллиард рублей, АКИБАНК - на 1 миллиард рублей, Аверс - на 1 миллиард рублей. К тому же мы получили массу заявок на создание в республике филиалов банков из других регионов. Они знают, что регион богатый: всем хватает здесь работы.
3. Есть ли факты, свидетельствующие об информационной агрессии в отношении отдельных банков республики?
Думаю, что говорить об этом я не вправе. В других регионах, например, к разбору подобных случаев подключили ФСБ.
Известно, что держатели пластиковых карт некоторых банков республики в дни ажиотажа сняли со своих счетов большие суммы. Кстати, до этого общий отток вкладов в целом по Татарстану за период с 1 октября не превышал 300 миллионов рублей. Общая же сумма вкладов в банки республики составляет 108,7 миллиарда рублей.
Безусловно, запас денег иметь необходимо, но, если подогреть ситуацию и ринуться за вкладами, ни один швейцарский банк не устоит! В то же время абсолютно все раздать нельзя - деньги должны работать.
4. 20 октября в Татарстан начали поступать средства из Центрального банка РФ для подкрепления ликвидности банков республики. А если бы произошла задержка?
Ситуация все равно была бы под контролем. Есть договоренность с правительством, президентом РТ о помощи нуждающимся в подкреплении банкам из источников республики. Понятно, что это было бы займом, который необходимо погасить, но ни в коем случае не подарком.
5. Строительные компании сегодня переживают непростые времена. Вы это знаете, потому что их ипотируете. Как, на ваш взгляд, будет складываться ситуация дальше?
Как известно, предполагается государственная поддержка платежеспособного спроса на рынке недвижимости. Государство готово скупать квартиры у компаний-заст-ройщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Другое дело, что жилье будет покупаться по более низким ценам, чем существуют сейчас. По нему нельзя делать наценку 50-70 процентов. Она должна быть не более 15 процентов.