Боязнь потерять рабочее место в условиях кризиса появилась не только у "белых воротничков", но и у тех, кто трудится у станка. Южноуральцы стали чаще задумываться о поиске альтернативы или дополнительного заработка. Спрос и предложение на рынке надомной работы изучал корреспондент "РГ".
Хобби на поток
Бесплатные челябинские газеты пестрят объявлениями, предлагающими работу на дому. Гарантируют заработки до 25 тысяч рублей в месяц. Плюсы - экономия транспортных расходов и затрат на обед в столовой, гибкий график и возможность привлекать к труду членов семьи.
По словам действующих надомников, хорошие заработки - реальность, но лишь при больших объемах производства, когда в квартире бесперебойно работает конвейер.
Челябинец Евгений Трушин выбрал работу на дому еще десять лет назад - ему предложили заняться разведением птиц. Под большой "скворечник" пришлось оборудовать целую комнату, и с тех пор Евгений регулярно выслушивает жалобы соседей на птичьи трели по утрам, да и члены семьи ругают за пух и перья, летающие повсюду.
- Разведением редких птиц на дому заниматься выгодно, если их больше 15 пар, регулярно дающих потомство. Держать три-четыре пары неэффективно. На этом не заработаешь - только на дорогом корме разоришься, - рассказывает Трушин. - Затраты на приобретение птиц и корм могут окупиться примерно через полгода - при хорошо отработанной схеме реализации. Сейчас держу птиц больше для души - покупать стали мало. В месяц зарабатываю на этом около шести тысяч при средней стоимости птички 1000 рублей.
Ограниченные возможности
Лет десять назад надомный труд считался незавидной участью людей с ограниченными возможностями. Теперь работать, не выходя из дома, все чаще предпочитают молодые и вполне здоровые люди - в основном с помощью Интернета. А вот количество трудоустраиваемых инвалидов, наоборот, уменьшается.
- Вакансий для людей с ограниченными физическими возможностями на местном рынке крайне мало, а спрос велик, - рассказывает председатель Челябинского областного общества инвалидов Елена Куртеева. - В течение года к нам поступают единичные предложения: в основном нужны телефонные диспетчеры или сборщики мелких сувенирных деталей. Однако инвалиды не спешат устраиваться на такие вакансии: работать придется по 10 часов в день, а заработки - не более пяти тысяч рублей в месяц.
Не растут как грибы
"Выращивание грибов дома. Стопроцентная рентабельность производства. Прибыльный бизнес для творческих людей" - одно из самых распространенных объявлений о надомном труде. С одного мешка с субстратом в месяц снимают до трех килограммов грибов. Два человека могут выращивать до 500 тонн вешенки в год, реализуя оптом по 35 рублей за килограмм, а в розницу - по 60-70, в зависимости от сезона. За пару лет, если верить работодателям, можно стать грибным миллионером.
- Все это цивилизованный лохотрон. Пробовала выращивать вешенки в комнате и на балконе. Пакеты с субстратом необходимо постоянно опрыскивать, во всем доме стояла невыносимая влажность, а у меня маленький ребенок, ему трудно дышать, - рассказывает Юлия Петришина. - Пообещали золотые горы, а в результате я еще и внакладе осталась: купила рассаду, мешки для выращивания и за договор с компанией заплатила 300 рублей. Все выращенные мной грибы были забракованы работодателем. Пришлось всей семьей садиться на грибную диету.
Кадровые пирамиды
Нередко в компании, предлагающей надомный труд, просят привести в этот бизнес друзей или родственников, жаждущих стабильного заработка. Такие фирмы часто используют в своей работе принципы сетевого маркетинга. Не гнушаются предлагать и скидки работникам, которые "заманят" в сети новичков.
Попадаются и откровенные мошенники, регистрирующие фирмы-однодневки по производству облицовочной плитки, сборке фоторамок или расфасовке лаврового листа.
- В таких компаниях действует четкая схема "обработки" клиента. Результат - вовсе не улучшение благосостояния обратившегося в поисках работы, а выкачка из него последних денег, - уверена Марина Иванченко, разочаровавшаяся в надомной работе.
Схема проста: сначала безработному обещают золотые горы, потом предлагают пройти курсы и приобрести недешевое оборудование, без которого наладить процесс домашнего производства просто невозможно. По словам Марины Иванченко, заподозрить подвох нелегко: с работником заключается договор, пошагово расписываются все действия, фирма гарантирует реализацию производимого товара. Подвох в другом: владельцы зарабатывают вовсе не на продаже плитки, которую полностью бракуют. Их доход - от платы за курсы и продажи оборудования.
Теневые трудодни
Как сообщили в Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области, для районных центров и сельских поселений вопрос трудоустройства на дому не актуален. Там жесткая конкуренция за офисные места и заводские вакансии.
Работа на дому пользуется популярностью преимущественно у жителей областного центра. Этим занимаются сотни челябинцев, в то время как надомных вакансий в центре занятости населения предлагается всего... пять: четыре швеи и одна - кассира в садовом товариществе с зарплатой аж 2,3 тысячи рублей в месяц.
В теневом секторе заработки гораздо выше. У предпринимателя есть возможность, не регистрируясь в налоговых органах, организовать "квартирные цеха" и платить работающим на дому сотрудникам гораздо больше без вычета налогов. Один минус - наказание за участие в подпольном производстве грозит как псевдоработодателю, так и труженикам.
Среднемесячная заработная плата в области в этом году составила 14,5 тысячи рублей. Заработки надомников сопоставимы с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения - 4,7 тысячи, при этом нет отпусков и других социальных гарантий.