Александр Ананенков, заместитель председателя правления ОАО "Газпром":
- Восточная газовая программа, принятая правительством Российской Федерации 3 сентября 2007 года, является базовым документом, определяющим стратегию развития газовой отрасли на востоке страны.
Анализ перспектив социально-экономического развития Дальнего Востока и возможностей, заложенных в Восточную газовую программу, показывает, что газ через 10-15 лет займет рациональное место в топливно-энергетическом балансе восточных регионов, а его доля составит уже в 2020 году от 41 до 51 процента от суммарного потребления котельно-печного топлива в регионе. Сейчас доля использования природного газа в структуре потребления первичных энергоресурсов на Дальнем Востоке составляет около 20 процентов. Это одна из причин нестабильного энергоснабжения регионов, сложной экологической ситуации в крупных городах (Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск), напряженной ситуации в региональных бюджетах, перегруженности железнодорожной сети перевозками угля.
На территории Хабаровского края реализуется часть проектов Восточной газовой программы.
Магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" предназначен для подачи газа в Хабаровский и Приморский края, Еврейскую автономную область и, после развития ресурсной базы на шельфе Сахалина, для экспортной транспортировки. Ввод его в эксплуатацию в соответствии с поручениями руководства страны намечен на III квартал 2011 года. Уже разработаны обоснование инвестиций и основные технические решения газотранспортной системы (ГТС), ведутся проектные работы и согласование отвода земель.
Администрации Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области согласовали трассу прохождения газопровода. В полевой период 2008 года проведены работы по ее аэрофотосъемке и лазерному сканированию. Развитие газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" будет проходить поэтапно, с учетом уже имеющихся мощностей.
В 2009-2010 годах планируется провести проектно-изыскательские работы на трассе магистрального газопровода "Якутия - Хабаровск - Владивосток". Начало строительства - 2011 год, ввод первого пускового комплекса - 2016-й. Газопровод на значительном протяжении пройдет в едином коридоре с нефтепроводной системой ВСТО и в перспективе будет объединен с ГТС "Сахалин - Хабаровск - Владивосток".
Иван Благодырь, генеральный директор ОАО "РАО "Энергетические системы Востока":
-Развитию энергетики Дальнего Востока уделяется самое пристальное внимание на федеральном уровне. В конце августа во Владивостоке прошло совещание под руководством заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина. Вопросы развития энергетической отрасли поднимал во время своего недавнего визита в Дальневосточный федеральный округ президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.
Одна из задач, стоящих сегодня перед энергетиками, - в срок до 1 декабря 2008 года разработать проект стратегии развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года. И мы рассчитываем на конструктивную работу с органами исполнительной власти регионов, чтобы актуализировать данные по ожидаемым нагрузкам и подключениям на территории округа.
Общая стоимость инвестиционной программы ОАО "РАО ЭС Востока" составляет более 190 миллиардов рублей. Большинство инвестпроектов энергохолдинга, которые планируется реализовать с 2009 по 2013 год, предназначены для повышения уровня надежности энергоснабжения в регионе, физический износ энергооборудования в котором достигает 60-70 процентов, и удовлетворения растущего спроса на электроэнергию.
Одним из наиболее масштабных проектов инвестиционной программы энергохолдинга ОАО "РАО "Энергетические системы Востока" станет строительство в Советской Гавани ТЭЦ мощностью 120 МВт и стоимостью свыше 12 миллиардов рублей.
Строительство новой ТЭЦ призвано закрыть возрастающие потребности Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла в электроэнергии и улучшить теплоснабжение города Советская Гавань.
В настоящее время электроснабжение промышленных предприятий жилого фонда и населения города осуществляется по линии 220 кВ Комсомольск-на-Амуре - Совгавань и от Майской ГРЭС, построенной в 1938 году.
Отсутствие собственной ТЭЦ и неэффективная работа автономных муниципальных и ведомственных котельных, сжигающих примерно 40 тысяч тонн дорогостоящего мазута в год, резко увеличивают себестоимость вырабатываемой здесь тепловой энергии.
Планируется, что Совгаванская ТЭЦ будет работать на угле, добываемом на Ургале, а также на кузнецких углях, поставляемых из Кузбасса. Электростанцию предполагается ввести в строй в 2012 году.
Михаил Погосян, генеральный директор ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой":
- За год, прошедший с предыдущего экономического форума в Хабаровске, Sukhoi Superjet 100 проложил дорогу в небо, став первым новым российским самолетом, поднявшимся в воздух за последние 20 лет.
Это важное для всего отечественного самолетостроения событие произошло здесь, на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре.
В структуре внутреннего регионального продукта(ВРП) Хабаровского края промышленность занимает 44,1 процента, в городской экономике Комсомольска-на-Амуре - около 50. Поэтому инновационный сценарий развития региона естественным образом предполагает формирование на базе предприятий края промышленно-инновационных центров. КнААПО уже сегодня является ядром этого процесса.
Мы не только обновляем парк станков, вводим новые методы проектирования и технологической подготовки производства. Мы меняем отношение людей к производственному процессу, переходя на принятые во всем мире технологии "бережливого производства".
Новые компетенции, без которых развитие авиации немыслимо, требуют коренных изменений в кадровой политике. Сегодня нам нужны квалифицированные кадры как в рабочих и инженерных профессиях, так и в управленческом звене. Популярность профессий, связанных с производством и IT-технологиями, по сравнению с 1997 годом выросла в 7 раз. В Хабаровском крае в 2008 году зафиксирован значительный приток абитуриентов на технические специальности. Промышленность заинтересована в профессиональных кадрах и готова поддерживать их, предоставлять возможность учиться и обеспечивать рост. Уже сегодня в Комсомольске-на-Амуре в процессе работы над программой Sukhoi Superjet 100 идет интенсивный обмен опытом между нашими и зарубежными специалистами. На предприятиях "Сухого" создана практическая школа мирового опыта. Повышение квалификации региональных трудовых ресурсов создаст стимул к развитию социальной и транспортной инфраструктуры, улучшению инвестиционного климата, поможет справиться с оттоком населения из региона.
Промышленность в сотрудничестве с региональными властями должна содействовать развитию интеллектуального потенциала страны, создавать на базе промышленных предприятий ядро развития инновационной экономики. И главное, первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Владимир Якунин, президент ОАО "Российские железные дороги":
- Особое внимание в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года уделено улучшению транспортной обеспеченности и стимулированию роста экономики Дальневосточного федерального округа. Этот регион экономически перспективен как с точки зрения разработки новых месторождений полезных ископаемых, так и с точки зрения осуществления международных транзитных перевозок по транспортному коридору "Восток - Запад" с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали.
Инвестиции в развитие объектов железнодорожного транспорта и строительство новых линий до 2030 года составят для Дальневосточного округа почти 1,6 триллиона рублей. В результате плотность железнодорожной сети на Дальнем Востоке увеличится более чем на 84 процента.
В 2008 году ОАО "РЖД" инвестирует 2,5 миллиарда рублей в реконструкцию участка "Оунэ - Высокогорная" со строительством Кузнецовского тоннеля. Общая стоимость проекта - 59,9 миллиарда рублей. Его реализация позволит повысить пропускную способность на направлении Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, на котором осуществляются перевозки внутрироссийских грузов для нужд Дальневосточного региона, внешнеторговых грузов РФ в связях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона через морской порт Ванино, а также транзитных грузов. Проект планируется полностью завершить в 2013 году.
Другой важнейший объект на Дальневосточной железной дороге - вторая очередь мостового перехода через реку Амур у Хабаровска. Первый поезд планируется пропустить по новому мосту в августе 2009 года, ко Дню железнодорожника.
На развитие железнодорожной инфраструктуры в Дальневосточном регионе в период до 2015 года ОАО "РЖД" планирует направить около 113 миллиардов рублей, в том числе на реконструкцию Транссиба - около 50 миллиардов и на усиление БАМа - 63 миллиарда.
В перспективе, в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта, планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов, а Транссиба - для специализированных контейнерных поездов и пассажирского движения.
Развитие Российских железных дорог на Дальнем Востоке будет способствовать его интенсивному развитию, повышению эффективности взаимовыгодных экономических связей России и государств Азиатско-Тихоокеанского региона, повышению качества жизни дальневосточников.