Оперная премьера ростовского музтеатра "Кармен" впервые в российской практике транслировалась в Интернете

Новая "Кармен" Ростовского музыкального театра стала беспрецедентным событием уже потому, что впервые в российской практике оперная премьера транслировалась на весь мир по сети Интернет согласно условиям фестиваля "Театральная паутина".

Кроме того, спектакль примечателен театральными идеями режиссера-постановщика Юрия Лаптева, соединившего традиционные трактовки прочтения оперы с новыми взглядами на ее драматическое действие.

Кармен в этой постановке - воплощение излюбленного эпохой романтизма образа губительной красоты, прототипом которой служат мифологические сирены. Подобно этим фантастическим персонажам-убийцам с неодолимо притягательными голосами, Кармен парализует присутствующих на сцене своими вокальными чарами и в то же самое время беспощадно преследует выбранную жертву. Исполняя хабанеру, она третирует бессловесного "бывшего возлюбленного" (Степан Ольховский), трепетно ждавшего ее с цветами, ошеломляет Хозе бесцеремонным поцелуем и буквально топчет его не на жизнь, а на смерть в ходе финального дуэта, как бык - неудачливого тореадора. Веер Кармен, по замыслу художника Юрия Купера, спрятан в ножны кинжала, которым Хозе ее закалывает.

Молодая солистка театра Надежда Кривуша - обладательница эффектной внешности примадонны и яркого мощного голоса - нашла точную актерскую манеру, передающую не бытовую природу образа Кармен, и предлагает интересные вокальные нюансы.

Хозе (Александр Лейченков) здесь подчеркнуто лиричен и мечтает соединить плотскую страсть с возвышенными романтическими идеалами. Его грезы воплощает чувственный пластический дуэт в стиле эротичных композиций Касьяна Голейзовского, который исполняют на музыку Антракта к третьему действию ведущие солисты балетной труппы Елизавета Мислер и Олег Сальцев (хореограф Александра Тихомирова). Их появление оказывается логичной кульминацией мизансценического действия, которое Юрий Лаптев на протяжении всего спектакля стремится приблизить к танцу.

Такой режиссерский ход позволяет Лаптеву, опираясь на свой опыт певца-актера, солиста Большого и Мариинского театров, в каждой музыкальной фразе поддержать исполнителей мотивированными сценическими заданиями. К тому же стремился знаменитый художник Юрий Купер, выстроив сценографию в реалистическом ключе с расчетом на живописные перемещения групп солистов. Спаянность мизансценического текста с музыкальным порой напоминает хореографию, что очень близко принципам фламенко, где движение и вокал неразделимы.

Молодой петербургский дирижер Валерий Воронин умудряется исполнять наизусть известную всему миру музыку Бизе так живо и ярко, будто она написана сегодня. Он подчеркивает яркие контрасты праздничных, лирических и трагедийных сцен, увлекая динамизмом и темпераментом трактовки. Наряду с главными героями Воронин "преподносит" и остальных солистов. Среди них выделяются импозантный Эскамильо (Петр Макаров), колоритный Цунига (Юрий Алехин), элегантные и темпераментные Фраскита (Ольга Макарова) и Мерседес (Гаяне Джаникян).

Наиболее горячие симпатии публики вызывает Микаэла (Елена Разгуляева) - обладательница красивого звучного сопрано, трогательная в первых сценах и демонстрирующая неколебимую волю в борьбе за возлюбленного. А самым обаятельным подарком оказывается работа многочисленного детского хора (хормейстер Елена Клиничева). Маленькие артисты чисто и звонко пропевают свои партии и с заразительной непосредственностью изображают ватагу уличных мальчишек.

"Кармен" - не первый опыт сотрудничества Вячеслава Кущева, художественного руководителя Ростовского музыкального театра с Юрием Лаптевым, избравшим редкое в сегодняшнем музыкальном театре амплуа режиссера-традиционалиста. Обязательное в этом амплуа внимание к деталям либретто, авторским указаниям композитора, а также историческим реалиям эпохи, в которой разворачивается действие, объективно ограничивают постановщика в изобретении концепций, подчас подминающих под себя музыкальный материал в спектаклях авангардной стилистики. Тем ценнее, что в пределах этих жанровых ограничений постановщики ростовской "Кармен" создали полноценное театральное действо.