Седьмая партия чемпионского матча между Владимиром Крамником и Виши Анандом завершилась вничью. За пять партий до конца встречи счет стал 2:5 не в пользу россиянина.
Все специалисты в области интеллектуальных игр сходятся во мнении, что матч россиянин проиграл. Аналогичную точку зрения в беседе с корреспондентом "РГ" высказал международный гроссмейстер, вице-президент Шахматной федерации города Москвы Сергей Смагин.
Сергей Смагин: На то, что Владимир Крамник играет очень слабо и наверняка проиграет, эксперты указали еще после первого его поражения. Можно одновременно и радоваться, и расстраиваться из-за того, что прогноз оказался верен. Я бы посмотрел на всю эту ситуацию под таким углом. Раньше завоевание титула чемпиона мира по шахматам касалось не только гроссмейстера. Считалось, что звание принадлежит в том числе и стране. Поэтому подход к подготовке шахматиста был соответствующим. Контроль, может, даже был чрезмерным. Зато это давало совершенно конкретные результаты. Сейчас же у меня складывается ощущение, что Крамник решил, будто это его сугубо личное дело. В этом как раз и проблема. Вот чем мне запомнился этот матч? Во-первых, будущий победитель ничего особенного, кроме своей традиционно хорошей игры, не показал. А во-вторых, Крамник оказался не готов к поединку. На данный момент он вообще не в состоянии играть на высоком уровне. Что с ним случилось, почему так произошло, попробуем узнать, когда вернутся очевидцы, когда появится возможность поговорить с секундантами с обеих сторон.
Российская газета: Кстати, о секундантах. Не ошибся ли Крамник с выбором помощников?
Смагин: Крамник пошел на радикальный шаг. Он поменял всю команду целиком. Ему помогали и, надо заметить, очень успешно, российские шахматисты Евгений Бореев и Владимир Малахов. Эти и ряд других шахматистов, которые привлекались к работе, достаточно хорошо знали Крамника, действительно понимали его психологию, подстраивали его дебют под его манеру игры. Трудно сказать, в чем кроется причина такого изменения. Можно предположить, что все очень банально и это - деньги. Если я попал в точку, то это худший сценарий. В принципе все секунданты Крамника - Сергей Рублевский, Лоран Фрессине и Петер Леко - отличные шахматисты. Но смысл команды в том, чтобы вовремя подставить плечо, когда обстоятельства складываются не в пользу твоего гроссмейстера. Этого-то плеча Володе и недоставало в нужный момент. А в итоге приходится констатировать, что корона от нас уплывает.
РГ: Но ведь ее можно попробовать вернуть.
Смагин: Вернем ли мы корону и как быстро - самые сложные вопросы на сегодняшний день для любого специалиста. Полбеды, если бы мы временно потеряли титул. Были такие случаи в советский период, когда Фишер нас обыгрывал. Но мы очень быстро мобилизовали все ресурсы, делали правильные выводы и делали ставку на тех людей, которые в дальнейшем обеспечивали нам полное превосходство. Это были Карпов, Каспаров и тот же Крамник. Однако сейчас никто не скажет, что будет дальше. У женщин нам удалось выиграть чемпионский титул. Пусть даже было определенное стечение обстоятельств в мачте Александра Костенюк - Хоу Ифань. Но победа, как говорится, любит удачливых. В мужских шахматах перспектив, боюсь, пока нет. Надо делать выводы, ставить задачи. Если это будет делом лично каждого спортсмена, лучшие времена могут еще долго не наступить.
РГ: Любители шахмат, которые следят за матчем, в различных форумах нелестно отзываются об игре Крамника, отпускают шуточки на тему "туалетного скандала", намекают, что без помощи компьютера Крамник сдулся?
Смагин: Раздражение болельщиков, достаточно злые комментарии в форуме говорят о том, что люди разочарованы игрой. Они ждали серьезной борьбы. Можно ведь проиграть по-разному. Можно уступить сильнейшему в сумасшедшей битве: на флажках, на нюансах. А можно - как сейчас.