24.10.2008 02:00
    Поделиться

    Производители лакокрасочных материалов готовятся считать потери

    Снижение темпов жилищного строительства и производства автомобилей ставит в непростое положение производителей лакокрасочных материалов (ЛКМ), львиную долю продукции которых составляют индустриальные ЛКМ и материалы для строительной отрасли. Считать потери производители лаков и красок начали уже сейчас, но окончательный диагноз и прогноз будут ясны только через полгода.

    Зоны высокого риска

    По словам начальника отдела маркетинга компании "Пигмент" Ольги Филиной, точно оценить вызванные кризисом потери лакокрасочники смогут в высокий сезон продаж ЛКМ, в апреле-августе. "Потребление лакокрасочных материалов носит сезонный характер, зимой объемы продаж всегда снижаются, так что считать потери будем следующим летом, - говорит она. - Но, судя по тому, что в последнее время отрасль росла главным образом за счет сегмента ЛКМ индустриального назначения, то есть производства продукции для машиностроения, потерь не избежать. Основные потребители этого сегмента ЛКМ останавливают конвейеры, сокращают производство. Другой быстрорастущий сегмент - ЛКМ для строительной отрасли - уже несет убытки".

    В последние годы лакокрасочная отрасль стабильно развивалась, и в прошлом году впервые за постсоветский период объем производства ЛКМ в России, по официальным данным, вплотную приблизился к 1 миллиону тонн, а по оценке некоторых экспертов, даже перешагнул этот рубеж.

    Объем потребления всех видов ЛКМ в 2007 году составил 1248-1298 тысяч тонн, а годовое потребление ЛКМ на душу населения в России достигло 8,8-9 кг, приблизившись к уровню потребления лаков и красок в Польше, Венгрии и Чехии. Между тем еще три года назад величина среднедушевого потребления ЛКМ не превышала 7 кг.

    Темпы прироста объема потребления ЛКМ в 2007 году составили 9 процентов по отношению к 2006 году, причем на протяжении последних четырех лет они стабильно росли на 9-12 процентов в год. Однако в прошлом году в отличие от предыдущих лет потребление ЛКМ выросло не только за счет материалов бытового и строительного назначения, но и за счет увеличения продаж ЛКМ промышленного назначения, вызванного открытием новых сборочных производств, которые стимулировали рост объемов потребления автоэмалей.

    Быстроразвивающийся российский рынок автомобильных ЛКМ оценивается примерно в 200 млн долларов в год. Но сегодня этот сегмент оказался в зоне высокого риска из-за снижения темпов производства отечественных автомобилей. Так, например, основными потребителями продукции совместного предприятия "Дюпон-Русские краски" являются автомобильные заводы, расположенные в России и странах СНГ, выпускающие легковые и грузовые автомобили и автобусы. Среди них АвтоВАЗ, КамАЗ, МАЗ, предприятия Группы ГАЗ, предприятия Группы Sollers (бывшая "Северсталь Авто") и другие. Продукция СП охватывает весь комплекс автомобильных покрытий - грунтовки, однослойные и двухслойные эмали, лаки. Согласно производственному плану в 2008 году объем продаж СП должен составить около 6500 тонн товарной продукции, или около 26 процентов российского рынка автомобильных покрытий (без учета вспомогательных материалов).

    Однако АвтоВАЗ с октября отменил рабочие субботы, все производственные подразделения КамАЗа перешли на четырехдневную рабочую неделю, а ГАЗ на время приостанавливал конвейер по выпуску легких коммерческих автомобилей "газель" и "Соболь", среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3307/08/09 и ГАЗ-3310 "Валдай".

    Впрочем, как уверяет генеральный директор компании "Русские краски" Валерий Абрамов, пока перечисленные автозаводы свои планы по выпуску автомобилей не корректируют. "В России спрос на автомобили действительно несколько снизился, но не так катастрофично, как на Западе, - говорит он. - Мы надеемся, что автомобилестроители переживают временные трудности и наша продукция по-прежнему будет востребована. Наши планы по выпуску автопокрытий на 2009 год превышают плановые показатели этого года. Нас сейчас больше тревожит ситуация в строительной отрасли. Компания уже ощутила последствия кризиса: в октябре поставки продукции строительным предприятиям сократились на 15-20 процентов по сравнению с октябрем прошлого года. И прогнозы на 2009 год не слишком оптимистичные".

    Снижение темпов жилищного строительства уже нанесло ощутимые потери и другим производителям ЛКМ. Как сообщает генеральный директор объединения лакокрасочных предприятий "Центрлак" Сергей Ермилов, строители задерживают оплату за отгруженный товар на 2-3 месяца, и когда расплатятся, неизвестно.

    Единственный сегмент, который пока не пострадал, да и вряд ли сильно пострадает от кризиса, - "сделай сам", или ЛКМ для розничной продажи. Люди строят дачи и ремонтируют квартиры круглый год и в любые времена. Но доля ЛКМ бытового назначения постоянно снижается. Во-первых, потому что с каждым годом все больше россиян поручают ремонтные работы профессиональным фирмам, а, во-вторых, рентабельность производства ЛКМ сегмента "сделай сам" в целом намного ниже, чем индустриального. И производить только лаки и краски для розницы попросту невыгодно. Поэтому доля этого сегмента на мировом рынке ЛКМ составляет всего 12 процентов, а основная доля (46 процентов) приходится на ЛКМ строительного назначения. Материалы для общего машиностроения занимают 16 процентов рынка, а оставшуюся часть делят защитные, мебельные, автомобильные и прочие ЛКМ.

    Проблемы растут

    В отличие от кризиса 1998 года, который отразился на российских производителях лаков и красок самым благоприятным образом, нынешняя рецессия только обострит накопившиеся проблемы отрасли.

    "Дефолт 1998 года привел к резкому - в пять раз - подорожанию импортных красок сопоставимой ценовой категории, вследствие чего спрос на российскую продукцию заметно возрос, - вспоминает Ольга Филина. - В этот раз ситуация намного более серьезная, и чуда не будет".

    Напомним, что к 1997 году импорт лакокрасочных покрытий вырос до166 тыс. тонн, заняв четверть российского рынка в натуральном выражении и около половины по стоимости. В результате отечественные производители были оттеснены импортерами в сегмент дешевых ЛКМ. Но после кризиса, в 1999 году, доля ввозимых из-за рубежа ЛКМ снизилась до 14 процентов. Правда, впоследствии вновь выросла - по данным объединения "Центрлак", в последние несколько лет в структуре потребления всех ЛКМ доля отечественных материалов составляет 60, а импортных - 40 процентов.

    Кризис 1998 года, по наблюдениям Сергея Ермилова, дал и другой положительный эффект: в отрасль потекли иностранные инвестиции, зарубежные компании начали открывать производство в России. Наша дешевая рабочая сила в сочетании с западными технологиями сотворила чудо: отрасль буквально возродилась из пепла.

    А потом начались новые проблемы и обострились старые. "Это и жесткая конкуренция (сегодня в России работают около 600 производителей ЛКМ), и наступление глобальных производителей на крупных и средних, и минимум научно-технических разработок, и дефицит квалифицированных кадров, - перечисляет Валерий Абрамов. - Одна из главных проблем - технологическое отставание от зарубежных производителей".

    На наших лакокрасочных заводах все еще используется оборудование, закупленное за рубежом в 70-х годах. А общеотраслевая научно-техническая база разрушена.

    "Практически все научно-исследовательские институты стали в основном производителями ЛКМ (ЯрЛИ, НИИТЭЛП с ОМЗ, Спектр ЛК). Их новые научные разработки в основном реализуются на их же производственной базе, и для сохранения рынка не передаются на другие предприятия, - сокрушается Сергей Ермилов. - Многие фирмы создали собственные научно-исследовательские подразделения, которые занимаются доведением до производства ранее разработанных материалов или доработкой рекомендаций фирм, которые продают сырье. Однако маломощные научно-исследовательские группы не смогут обеспечивать разработку прогрессивных материалов для новых областей применения. Это гарантирует постоянное отставание отечественных производителей от мирового уровня. Бизнес в лакокрасочной отрасли крайне разобщен, что в конечном счете может привести к тому, что отечественные материалы сконцентрируются в нижней части ценового и качественного сегмента рынка".

    Магистр лакокрасочных наук

    Чтобы решить проблему технологического отставания в отрасли, нужны специалисты высокого класса. Таких специалистов в России по большому счету готовить негде и некому.

    "Сегодня специалистов по производству и применению лакокрасочных материалов готовят в четырех технических вузах страны. Однако длительное отсутствие государственной поддержки подготовки технических специалистов привело к старению и профессорско-преподавательского состава, и приборно-технологической базы для проведения учебного процесса, в результате чего снизилось качество специалистов, приходящих на производство, - говорит Сергей Ермилов. - Тревожат и отсутствие возможности повышения квалификации, и вымывание квалифицированных кадров из отрасли".

    Еще больше обостряет проблему, по мнению завкафедрой "Химическая технология органических покрытий" Ярославского государственного технического университета Игоря Голикова, введение в России двухуровневой системы высшего образования.

    "Ни ступень бакалавра, ни ступень магистра не предусматривают подготовки инженерных кадров для различных отраслей промышленности, в том числе и лакокрасочной. Поэтому в ближайшие годы выпуск специалистов-лакокрасочников на бюджетной основе будет прекращен. Сложившаяся ситуация затрагивает как интересы отраслевых кафедр вузов, так и интересы промышленных предприятий России. Отраслевые кафедры будут вынуждены либо прекратить свое существование, либо полностью перейти на рельсы самоокупаемости, - говорит он. - Выпускаемые вузами РФ бакалавры и магистры, безусловно, будут обладать совершенно другим уровнем подготовки, чем инженеры-технологи, которых мы еще пока продолжаем готовить. Глубина знаний бакалавров на первой ступени образовательного процесса будет значительно ниже, чем у инженеров-технологов, за счет уменьшения подготовки в области инженерных дисциплин. Для адаптации бакалавров на предприятии потребуется дополнительное их дообучение. Да и новым кадрам высокой квалификации (магистрам) также будет тяжело адаптироваться на современных отечественных лакокрасочных предприятиях. Данная категория специалистов в большей степени подходит для работы в центральных заводских лабораториях, чем в производственных цехах".

    Поделиться