Крупнейший самарский переработчик молока возобновил сотрудничество с мелкими поставщиками

Как стало известно "РГ", после вмешательства областных властей АО "Самаралакто" отменило ранее анонсированное решение о прекращении сотрудничества с хозяйствами, производящими менее тонны молока в сутки. Впрочем, кризис не преодолен, а, скорее, отсрочен.

Тучи стали сгущаться еще с 1 октября, когда не произошло традиционного сезонного повышения закупочной цены. Такого не было никогда. Цены остались на уровне летних - в среднем 9 рублей 50 копеек за базовый литр (без надбавок за качество) сырья первого сорта. Дальше - больше. Во второй декаде октября практически все перерабатывающие предприятия области предложили производителям молока еще больше снизить базовую стоимость на последний квартал 2008 года - от 50 копеек до рубля.

Сельчане пересматривать договоры отказались и возмутились уже в голос. Лейтмотив высказываний становился все более угрожающим для перспектив развития отрасли: молочное животноводство убыточно, от коров надо избавляться. Некоторые перешли от слов к делу. Только за октябрь в хозяйствах вырезали 200 голов. И это еще цветочки, если учесть, что приближается срок погашения кредитов, а цена на зерно остается на критически низком уровне. Самый простой способ разрешения ситуации для многих руководителей - вернуть долги, избавившись от дойного стада как от головной боли.

Так, председатель крупнейшего и одного из самых успешных в губернии молочного хозяйства "Прогресс" Сергей Котенков признается, что рентабельность производства по его предприятию в этом году составит всего четыре процента. Это абсолютно худший для "Прогресса" показатель начиная с 1994 года.

Обычно уменьшение объемов поставок сырья подталкивало переработчиков к повышению закупочной цены в осеннезимний период. В этом же году, по словам руководителей хозяйств, складывается впечатление, что натуральное молоко заводам не нужно. Особенно возмущает сельхозпроизводителей возрастающий разрыв между закупочной и розничной ценой молока. 10-рублевый литр натурального продукта, пройдя через переработчиков и торговые сети, на самарском прилавке стоит в четыре раза дороже.

Гром грянул в середине октября. Основной переработчик молочной продукции в регионе - завод "Самаралакто", принял решение о прекращении закупок сырья у мелких поставщиков. В холдинге, контролирующем самарское предприятие, корреспонденту "РГ" пояснили, что "сбор молока напрямую у мелких производителей и личных подсобных хозяйств приводит к неоправданному росту транспортных издержек и зачастую осложняет контроль качества сырья".

- Переход будет мягким, конечная цель такова - работать только с крупными поставщиками, отвечающими за качество своей продукции, - заявили корреспонденту "РГ".

Местные эксперты считают, что это лишь отговорка переработчиков, которые на самом деле избавляются от запасов сухого молока перед вступлением в силу Федерального закона "О техническом регламенте на молоко и молочную продукцию".

Всего в опальную категорию попали 11 хозяйств, получивших соответствующие уведомления. Это вроде бы незначительное количество от общего числа производителей - пять процентов, но губернский минсельхоз, понимая опасность создания прецедента, среагировал мгновенно. Министр Геннадий Демченко заявил, что все невостребованное молоко будет закуплено районными молочными комбинатами, а позицию "Самаралакто" назвал губительной для областного животноводства.

Переработчики ссориться с чиновниками не захотели. Свой отказ от услуг небольших хозяйств "Самаралакто" отозвало. Но кардинально в ситуации ничего не изменилось. С нынешним уровнем закупочных цен развивать производство молока не имеет смысла. Выше девяти с половиной рублей цену поднять уже невозможно - это позиция переработчиков, мотивированная высокой конкуренцией с дешевой белорусской молочной продукцией. В то же время руководители заводов отдают себе отчет в том, что сухое молоко, сыр и масло из Белоруссии дешевы до тех пор, пока есть конкуренция с местными производителями молока. Их крах неизбежно повлечет за собой и разорение перерабатывающих предприятий.

Зыбкость своего положения сегодня осознают и производители, и переработчики. Подтверждением этого стала встреча сторон за "круглым столом". На ней было принято решение о создании своеобразной молочной ассоциации, куда вошли все крупнейшие представители обеих сфер. Кроме того, был разработан ряд предложений, с которыми минсельхоз в ближайшее время намерен выйти на региональный и федеральный уровень. В их числе меры по поддержке районных молочных заводов, направленные на их техническое переоснащение, ограничение импорта молочной продукции из Белоруссии и Украины, принятие закона о фиксированной торговой наценке (не более 10 процентов) на продукты первой необходимости.

Комментарии

Виктория Волостнова, директор ООО "Тафко" Исаклинского района:

- Меня просто удивляет вся эта ситуация. Молоко вдруг как будто стало никому не нужно. Нам ведь хочется развиваться: закупать новый скот, оборудование, зарплату дояркам увеличить. А такие закупочные цены ставят на наших планах крест.

Василий Потякин, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской Думы:

- Переработчики сегодня берут порошок и выпускают молочные продукты. Это суррогат. А с нового года вступит в силу федеральный закон, по которому такие изделия не будут считаться молочными продуктами. Вот производители и используют ситуацию с финансовым кризисом в своих целях.

Анатолий Арнаутов, генеральный директор АО "Самаралакто":

- Политика закупочных цен сегодня диктуется уровнем потребительского спроса. Если в прошлом году в октябре мы продавали в сутки 280 тонн продукции, то сейчас лишь 220 тонн. При таком падении объемов продаж невозможно увеличить закупочную цену. Что же касается информации, что мы якобы полностью перешли на сухое молоко в качестве сырья, то это полная ерунда. Действительно, сухое молоко сегодня очень дешево, но уже 20 декабря мы начинаем работать по новому техническому регламенту, который четко ограничивает подобные вещи. Я понимаю позицию сельчан, которым хочется продавать свое молоко подороже, но считаю, что единственный выход в сложившейся ситуации - комплекс мер на государственном уровне по поддержке производителей и переработчиков.