Правительство Свердловской области проиграло в Верховном суде РФ тяжбу, инициированную областной прокуратурой. Высшая судебная инстанция запретила уральским чиновникам кредитовать юридических лиц в нарушение Бюджетного кодекса.
Как рассказали в областной прокуратуре, осенью прошлого года при формировании бюджета-2008 министерство финансов предложило выделить из областной казны более миллиарда рублей для кредитования юридических лиц. Получатели кредитов могли рассчитывать на ставку от одной двенадцатой до одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ. Согласно документу, кредиты под столь малый процент предполагалось выдавать на приобретение сельхозтехники, скота, зерна, на внедрение энергосберегающих установок и технологий. Кредитная линия открывалась также для лесной и химической отраслей, машиностроения, предприятий оборонного комплекса, фармацевтической промышленности, производителей медицинской техники. Каждый заемщик мог рассчитывать на сумму от нескольких миллионов до десятков миллионов бюджетных рублей. Максимальный кредит - 300 миллионов рублей - предполагалось выдать на закупку топлива. Кстати сказать, столько же - на закупку овощей, ягод и грибов у населения.
Законопроект представили депутатам, и те поддержали его, невзирая на то, что в процессе подготовки и при обсуждении представители прокуратуры предупреждали: законодательство запрещает оказывать бюджетную помощь коммерческим структурам.
- Такие кредиты могут быть выданы только из иностранных инвестиций, которые в казне не были предусмотрены, и еще в двух случаях, оговоренных в Бюджетном кодексе РФ, - поясняют в прокуратуре Свердловской области.
А еще раньше отрицательное заключение на эту статью бюджета выдали специалисты Института регионального законодательства. Однако члены правительства и большинство депутатов Заксобрания проигнорировали предостережения. Есть, правда, и другая версия произошедшего.
Если ей верить, имелось вроде бы распоряжение правительства сохранить систему кредитной помощи предприятиям, которая действовала раньше.
Однако прокуратура, прежде обходившаяся предписаниями устранить нарушения закона, на сей раз обратилась с иском в областной суд. По мнению некоторых наблюдателей, усмотрев в этой схеме коррупционную составляющую и решив покончить с ней одним махом. В иске было отказано, но свою позицию истцу удалось отстоять в Верховном суде, который на днях отменил решение свердловских коллег. Он признал противоречащими закону положения проекта бюджета в части финансовой помощи юридическим лицам. Как теперь быть, если сотни миллионов рублей уже получены и потрачены? По сведениям "РГ", в областном кабмине пытаются и закон соблюсти, и оставить кредиты предприятиям, которым бюджетные средства помогут выжить в условиях финансового кризиса.
Примечательно, что в проекте бюджета области на 2009-20011 годы также предусмотрено кредитование юридических лиц: на эти цели отпущено два с половиной миллиарда рублей. Похоже, министры и депутаты наступают на те же грабли, ведь прокуратура наверняка вновь оспорит законность этих расходов и получит поддержку суда.
Георгий Перский, депутат комитета областной Думы по бюджету, финансам и налогам:
- Проправительственному большинству депутатов тогда удалось "продавить" этот проект. Теперь надо исправлять ситуацию. Виновных в том, что случилось, необходимо привлечь к ответственности, а поскольку действия правительства признаны незаконными, оно должно потребовать от организаций, получивших кредиты, вернуть деньги в казну. Что касается расходов на кредитование в трехлетнем бюджете, то эти деньги надо перераспределить по другим статьям расходов.
Между тем
В составе согласительной комиссии по доработке проекта бюджета на 2009-2011 годы созданы пять рабочих групп. Наряду с другими им предстоит решить и проблему незаконного финансирования коммерческих предприятий. Тем более что придется затянуть пояса из-за ошибок в расчетах параметров бюджета. Глава минэкономики области Михаил Максимов признал, что минимальные потери бюджета составят 30 миллиардов рублей - это примерно в шесть раз больше показателей, первоначально предусмотренных при формировании главного финансового документа региона.