Анатолий Екимов: Система наказаний за экологические преступления несовершенна

Челябинцы обеспокоены участившимися промышленными выбросами. Из-за чего небо становится серым, почему разрешено вырубать деревья? Об этом на деловом завтраке в Челябинском филиале "РГ" рассказал региональный природоохранный прокурор Анатолий Екимов.

Нештатная погода

Российская газета: Анатолий Борисович, в этом месяце челябинцы не раз наблюдали плотный смог над городом. С чем связано увеличение промышленных выбросов?

Анатолий Екимов: Когда осень радовала нас бабьим летом и полным безветрием, выбросы крупных предприятий не рассеивались. Гидрометцентр передает предприятиям-загрязнителям прогноз о неблагоприятной безветренной погоде. И производство должно перейти на щадящий режим эксплуатации, значительно снижающий выбросы. Таким образом, минимизируется воздействие предприятий на атмосферный воздух.

Мы реагируем на все сигналы о нарушениях. Кроме того, планово проверяем каждый источник загрязнения. Например, сейчас наведались на Челябинский металлургический комбинат. До этого по обращениям граждан о выбросе черного дыма проводились проверки ЧЭГРЭС и ЧЭМК. Причастность к тому выбросу ряда предприятий, в том числе электродного завода, у которого в технологии производства есть процесс выжигания налета на шахтных печах, вроде бы налицо. Но акты проверки пришли пустые: все работали в штатном режиме, никаких отклонений и выбросов не было. Сейчас мы повторно проверяем тот случай, чтобы выяснить, что же произошло и кто виноват.

РГ: Вопрос от читателя. Сергей Кузнецов, военный: Промышленные Предприятия худо-бедно контролировать можно, есть рычаги воздействия. А как быть с автомобильными выбросами, кто ответит за них?

Екимов: Действительно, по последним данным, выбросы автотранспорта составили 51 процент от общего уровня загрязнения атмосферного воздуха. С каждым годом число машин неумолимо растет. В Челябинске большой парк подержанных легковых автомобилей, грузопассажирского транспорта, основная часть которого представлена дизельными агрегатами. У нас много "Икарусов" и "ЛиАЗов", которые очень сильно дымят. Автомобильные выбросы по различным видам транспорта нормативно никак не регулируются. Но эксплуатация такого транспорта способствует накоплению углекислого газа в атмосфере и создает некомфортные условия для горожан.

Сейчас в области запущена программа по сокращению и выводу из эксплуатации всех устаревших автомобилей и автобусов. Этот вопрос решается. Может, не так оперативно, как хотелось бы, но он под контролем.

Совещание длиною в 20 лет

РГ: Несмотря на расселение печально известной челябинской улицы Ферросплавной, на Южном Урале еще тысячи людей живут в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Их переезд реален?

Екимов: Все зависит от конкретного предприятия. У нас возникают большие вопросы к ООО "Мечел Кокс", которое недавно отпочковалось от ЧМК. По последним данным, в санитарной зоне крупного промышленного узла - ЧМК, "Мечел Кокс" и другие производства - проживает около 18 тысяч человек. Отделившееся предприятие разработало проект санитарно-защитной зоны, но сроки расселения людей и озеленения территории растянуты аж до 2030 года. Мы подготовили иск, в котором требовали пересмотреть проект, понудить предприятие не допускать сверхнормативных выбросов и обеспечить производственный экологический контроль. К сожалению, суд с нами не согласился. Сейчас мы обжалуем его решение.

РГ: Но ведь 18 тысяч человек в один день не расселить...

Екимов: Невозможно, но вопрос должен как-то решаться. Здесь же полная тишина. Никаких конкретных мероприятий. В суде представитель "Мечел Кокса" объяснил это бездействие тем, что ведутся согласования и совещания. До каких пор они будут совещаться?

Самая жесткая санкция в отношении предприятия - приостановка его деятельности, но пока таких прецедентов нет

РГ: Перестал ли нарушать природоохранное законодательство комбинат "Карабашмедь"?

Екимов: Несмотря на мероприятия по переселению людей, экологическая безопасность обеспечивается там из рук вон плохо. За год в Карабаше зафиксировано уже несколько случаев единовременного загрязнения атмосферы. Недавно суд рассмотрел наш иск, в котором мы просили приостановить деятельность "Карабашмеди", понудить ее не допускать сверхнормативных выбросов и выполнять природоохранные мероприятия - оборудовать посты-газоанализаторы и ввести круглосуточное наблюдение. Карабашский суд пошел нам навстречу, удовлетворил все требования, кроме приостановки деятельности предприятия. По-человечески это вполне понятно: без градообразующего предприятия Карабашу придется туго.

РГ: На "Карабашмеди" совсем недавно открыли цех газоочистки. Так отчего же то и дело возникают выбросы, от которых люди прячутся по домам?

Екимов: От несовершенства технологий и человеческого фактора, в том числе и халатности. Все атмосферные катаклизмы в Карабаше происходят в выходные дни. В будни - ни одного. Дело в том, что с вечера пятницы и до утра понедельника нет технического руководства и специалистов, которые могли бы обеспечить безопасную работу предприятия в нештатных ситуациях.

Кроме того, раньше на территории Карабаша был стационарный пост метеонаблюдения за состоянием погоды: направлением ветра, температурой, влажностью воздуха. Но года два назад, вероятно, в целях экономии, этот пост ликвидирован, и предприятие не осуществляет мониторинг, а следовательно, не делает поправки на погоду.

РГ: Вопрос от читателя. Ирина Рудько, экономист, спрашивает: почему с предприятий-нарушителей взимаются столь мизерные штрафы? Ведь для металлургических гигантов 50-100 тысяч рублей - копейки...

Екимов: Система штрафов действительно несовершенна. Уже внесен законопроект о постепенном повышении размеров штрафов за экологические правонарушения. Сейчас, пожалуй, самая жесткая экономическая санкция - это решение суда о приостановке деятельности предприятия. Но пока в России в отношении крупных предприятий такой судебной практики нет.

Вырубить, чтобы дышать

РГ: Реконструкция дорог - дело нужное, но, расширяя проезжую часть, строители нещадно выкорчевывают деревья...

Екимов: Городская дума Челябинска принимала программу реконструкции зеленых насаждений, согласно которой на вместо старых, больных тополей должны быть посажены молодые современные культуры. Эта программа реализовывалась, но лишь частично. Перекос в сносе зеленых насаждений, конечно, есть. Деревья высаживаются далеко не в полном объеме.

РГ: Но для расширения дорог уничтожают все без разбору деревья. Неважно - старые или нет. Это законно?

Екимов: Мы рассматривали несколько таких фактов. Но у дорожников оказались разрешительные документы, которые выдает управление экологии и природопользования администрации Челябинска. Как это ни парадоксально звучит, но в городе вырубка проводится для обеспечения благоприятных атмосферных условий. В пробках автомобильные выхлопы наиболее интенсивны. Убирая зеленые насаждения и расширяя дороги, власти города снимают напряженность транспортных потоков, что влечет снижение автомобильных выбросов...

РГ: Вопрос от читателя. Ольга Липчук, учитель: В Ленинском районе на кольце вырубили целый массив. Конечно, он был старый, запущенный, но вбирал в себя столько выхлопов. Чьих это рук дело?

Екимов: Этот участок выделен под строительство автоцентра, но разрешения на уничтожение пяти гектаров деревьев никто не давал. Материал по вырубке мы направили в РУВД для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Однако сложно говорить о перспективах расследования этого дела. Незаконная рубка - это латентное преступление, которое, как правило, совершается под покровом ночи. В Ленинском районе массив уничтожали в выходной день. Неизвестная бригада буквально за сутки вырубила и вывезла пять гектаров зеленых насаждений.

РГ: Анатолий Борисович, какие дела вы принимаете близко к сердцу, за что больше всего душа болит?

Екимов: За нетронутую природу, которую надо сохранить в первозданном виде.

РГ: А как природоохранный прокурор увлекаетесь охотой, рыбалкой?

Екимов: Ничто человеческое нам не чуждо. Люблю не столько поохотиться, сколько пообщаться на природе, но не всегда получается, времени, увы, не хватает.