24.10.2008 06:00
    Поделиться

    "Расовый фактор" может помешать Обаме стать американским президентом

    Начисто проиграв предвыборные теледебаты, сенатор-республиканец Джон Маккейн практически лишился шансов победить на предстоящих президентских выборах в США.

    Его молодой соперник, темнокожий сенатор-демократ Барак Обама, опережает его сейчас по всем статьям - от финансовых ресурсов до популярности среди избирателей в стране в целом и в ключевых штатах, в частности. Теперь американские политологи и пресса всерьез обсуждают, по существу, лишь одну последнюю преграду, реально способную помешать Обаме стать первым в истории страны президентом-афроамериканцем, - возможность всплеска тех расистских предрассудков, которые таятся до поры под спудом политкорректности.

    Само по себе существование этих предрассудков сомнений не вызывает. В сентябре специалисты из Стэнфордского университета в Калифорнии опросили более 2,2 тысячи белых американцев и выяснили, что до 40 процентов из них - и республиканцы, и демократы, в целом неприязненно относятся к черным соотечественникам. Около трети демократов и независимых избирателей сказали, что скорее всего не проголосуют за темнокожего кандидата в президенты страны. Откровенным расизмом отдавали отзывы 25-30 процентов опрошенных о "характерных особенностях" менталитета афроамериканцев и их отношения к жизни.

    К тому же принято считать, что существует еще и скрытый расизм, не выявляемый никакими социологическими исследованиями, но нередко диктующий избирателям их выбор, когда они остаются наедине с собой в кабинке для голосования. В США это именуется "эффектом Брэдли" - по имени бывшего мэра Лос-Анджелеса Томаса Брэдли, проигравшего в 1982 г. схватку за пост губернатора Калифорнии, которую он, по всем опросам, должен был выиграть. На собственном опыте убеждались в том, как может "таять" в день голосования внешне подавляющее превосходство над белыми соперниками, и бывший претендент на президентское кресло в США Джесси Джексон, и бывший мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс, и бывший губернатор Вирджинии Дуглас Уайлдер.

    При этом, правда, недоказуемо, что неожиданные результаты выборов в подобных ситуациях объясняются именно расизмом. Кен Хачикян, руководивший победной кампанией соперника Брэдли в Калифорнии, утверждает, что тот выиграл благодаря десяткам тысяч голосов, поданных за него по почте и, соответственно, не учтенных опросами на выходе с избирательных участков. В то время подобная форма голосования была в США в новинку. На последних выборах в 2006 г. в пяти сенатских и губернаторских гонках с участием афроамериканцев существенных расхождений между ожидаемыми и реальными результатами не было.

    Не верит - или не хочет верить - в "эффект Брэдли" и жена нынешнего фаворита Мишель Обама. Если бы эффект существовал, "Барак не был бы кандидатом", сказала она на днях и добавила: "Страну надо воспринимать такой, какова она сейчас. То было несколько десятилетий назад. Думаю, с тех пор шел рост, происходили сдвиги".

    С другой стороны, опросы показывают, что молодые американцы, которым нередко приписывается политкорректный "политический дальтонизм", на самом деле порой даже больше убеждены в живучести расистских предрассудков, чем люди старшего поколения. А тот же Уайлдер недавно заявил, что в Америке "расизм никуда не делся и не денется", и посоветовал Обаме до самой финишной черты не сбавлять темпа, чтобы обезопасить себя от людей, которые "говорят одно, а подразумевают другое".

    Скептически настроен и такой авторитет, как Гарольд Икес - бывший активист-правозащитник, один из ключевых белых советников Джесси Джексона, ставший при Билле Клинтоне заместителем руководителя аппарата Белого дома. Он говорит, что автоматически вычитает из опросных рейтингов Обамы по 1-2 процента в расчете на скрытый расизм. И что, будь нынешний партийный лидер белым, ему была бы сейчас гарантирована победа с сокрушительным перевесом.

    Серьезную попытку разобраться, кто прав во всех этих спорах, предприняла недавно вашингтонская газета "Политико". Ее репортеры изучили итоги профильных социологических исследований, сами опросили множество избирателей, а также авторитетных коллег-журналистов, специалистов-политтехнологов, в том числе и в предвыборных штабах кандидатов, партийных функционеров. Разговоры велись сугубо приватно, поскольку охотников открыто комментировать подобные вещи в Америке, как правило, не находится.

    В итоге, по словам издания, стереотипное представление о скрытом расизме американцев не было опровергнуто, но было отчасти поколеблено. Во многих важных штатах - например, в Пенсильвании и Северной Каролине - местные законодатели признавали, что более или менее явная неприязнь к чернокожим там достаточно сильна. Вместе с тем ведущие социологи утверждали, что в стране уже миновали те времена, когда избиратели в массе своей готовы были лгать, скрывая расистские взгляды. По мнению этих специалистов, "зазор" между правдой и ложью в данном вопросе измеряется сейчас от силы одним-двумя процентами.

    Выяснилось также, что в условиях нынешнего острого финансового кризиса в США подавляющему большинству людей просто не до расизма. Даже в самой консервативной глубинке, куда специально ездили журналисты, белых избирателей гораздо больше волнует содержимое собственных кошельков, чем любые другие темы. Расовые мотивы в разговорах, по свидетельству журналистов, звучат там сейчас "сравнительно редко".

    Наконец, расследование подтвердило, что чернокожие американцы горой стоят за "своего" кандидата и с небывалой прежде массовостью регистрируются для участия в выборах. По мнению газеты, это должно более чем компенсировать возможную предвзятость белого электората.

    Правда, вывод этот математически не бесспорен. Доля афроамериканцев в населении США не превышает 13 процентов, ни в одном штате они не составляют большинства. Считается, что их явка на предстоящих выборах может достичь рекордных 70 процентов. Но хватит ли этого Обаме для победы хотя бы в отдельных ключевых штатах, пока неясно.

    Ясно же то, что сам он использует "расовый фактор" в своей кампании чрезвычайно осторожно и умело. Эта кампания была изначально почти целиком построена на уникальности его личной судьбы и политической карьеры, "возможной только в Америке". Вместе с тем он также изначально претендовал на роль выразителя чаяний всего народа, для которого цвет собственной и чужой кожи не имеет значения.

    Обама не поддавался и не поддается на попытки втянуть его в дискуссию по "расовому вопросу". Он почти не реагирует на расистские выпады - в последнее время все более грубые и вызывающие тревогу за его безопасность - со стороны рядовых "фанатов" Маккейна. Он дистанцируется от прежних лидеров афроамериканцев, включая того же Джексона, но при этом только что "с глубокой благодарностью и смирением" принял предвыборную поддержку Колина Пауэлла - первого чернокожего госсекретаря нынешнего президента-республиканца Джорджа Буша.

    Между тем

    Политологи в США давно говорят, что на президентских выборах американцы отдают предпочтение человеку, которого они готовы несколько лет видеть в собственных гостиных - и пусть только на телеэкранах. Окажут ли они такое доверие Бараку Обаме, выяснится на самом деле не раньше 4 ноября.

    Поделиться