СМИ: демократичную Европу удивляют VIP-услуги в России

 Bunte

Борис Райтшустер:

Туалеты, девочки по вызову или "скорая помощь": когда речь идет об оказании всех важных услуг, богатый москвич, который следит за собой, делает ставку на VIP-сервис. Что вызывает неудовольствие и зависть со стороны простых смертных, к которым, например, относится автор этой статьи.

До счастья только два шага, и все же оно не достижимо: при попытке пройти без разрешения меня грубо отправили назад. "Вам сюда нельзя", - сказала худая молодая женщина с прической в стиле Софи Лорен и встала перед уютными кожаными диванами бежевого цвета, словно гаишник на задании по оцеплению улицы. Она указала мне пальцем на накрытые по-спартански клеенчатой клетчатой скатертью деревянные столы и стулья: "Здесь, это для вас!" Я гляжу полный тоски в направлении кожаной мебели: "Почему я не могу сесть здесь?" Обслуживающий персонал в итальянском ресторане Санкт-Петербурга смотрит на меня как на душевнобольного: "Это предназначено только для VIP-гостей и друзей нашего владельца!"

VIP-"very important" и, следовательно, "очень важные" персоны могут рассчитывать на особое обращение почти везде в России. Даже в самых банальных вещах. с недавних пор в моем подъезде висит объявление, в котором содержится реклама химчистки с ее VIP-сервисом. Как именно процесс чистки отличает VIPов от нормальных смертных, на плакате, правда, не указано.

По-видимому, на московской рекламной сцене действует как закон то, что дополнение "VIP" (или это может варьировать как "Элита") мультиплицирует спрос на товары и услуги любого рода или по меньшей мере цену на них. Так, в Интернете есть реклама для VIP-дискотек, VIP-нянечек, VIP-больниц, VIP-машин "скорой помощи" и VIP-ресторанов со скромным указанием на то, что там нужно давать VIP-чаевые.

Большинство предложений необходимо объяснять, по крайней мере, для простодушного среднестатистического европейца. VIP-номера телефонов, например, - это те телефоны, которые благодаря легко запоминающемуся порядку набора номера без проблем могут выучить наизусть находящиеся под постоянным стрессом люди, принадлежащие к VIP-касте, или те, у кого проблемы со счетом.

Точно так же не вызывают подозрения - поэтому, возможно, и особенно дорого - "элитные передвижные туалеты", которые предлагаются на интернет-странице с многоговорящим названием www.wcvip.ru. Очевидно, лишь людям с Запада, сознание которых повреждено базисными основами демократии, может прийти мысль, что все люди по меньшей мере в одном месте равны перед Богом. Насколько мало это соответствует действительности, показывают планы, обсуждавшиеся в Санкт-Петербурге, где одна группа бизнесменов (естественно, принадлежащих к касте VIP) предложила администрации города в будущем прикреплять к поездам метро специальный вагон для VIP-пассажиров: со своим собственным входом, мягкими креслами, кондиционером, мини-баром и, конечно же, со своим собственным туалетом. Власти, правда, отклонили эти прогрессивные VIP-планы.

Из статьи "Право преимущественного проезда для VIP"

(www.inosmi.ru)

Радио Свобода

Андрей Шарый:

В Петербурге снова открылся Музей русской водки. Коллекция пополнилась новыми экспонатами и архивными документами, которые подробно иллюстрируют более чем 500-летнюю историю водки в России. Зачем Петербургу Музей русской водки, зачем вообще России - водка?

Говорит профессор Европейского университета в Петербурге, этнолог Альберт Байбурин:

Вино - это божественный напиток. Для русских водка стала же, конечно, дьявольским. Вот с таким отношением связана и специфика пития на Руси. Русские пьют не совсем так, как представители других культурных традиций. Они делают это как бы тайком, озираясь, как нечто заведомо дурное. Такого никогда не бывает нигде! Там питие - это путь к радости. У нас - это заведомо греховное что-то".

В экспозицию Музея водки вошли ранее не публиковавшиеся документы из Государственного исторического архива, принадлежавшие поставщику Императорского двора Петру Смирнову, ресторанные счета Александра Блока, Александра Куприна и Федора Шаляпина.

Рассказывает обозреватель Радио Свобода Татьяна Вольтская:

"Красивый музей - вывеска пышная, за окнами в золотистом мареве столики, за столиками счастливцы, перед которыми салфетки, явно крахмальные, и графинчики, явно запотевшие. Вся эта радость - на торжественном Конногвардейском бульваре, посреди воспетой поэтом "желтизны правительственных зданий". Да и водка - она разве не в сердце - государства и гражданина?

Оказывается, одним из прообразов водки был некий напиток, завезенный к нам еще генуэзцами, под названием Aqua Vitae - "вода жизни". А не живая ли это вода из сказки, поднимающая из праха Ивана-царевича, разрубленного на части Змеем Горынычем? В общем, окружающую действительность следует считать жизнью после жизни, в которой много чего есть, даже Музей водки, хотя, на мой вкус, он не совсем удобен - как разговор о веревке в доме повешенного".

Из статьи "Живая мертвая вода.

Музей русской водки

в Петербурге"

(www.svobodanews.ru)

Подготовила Галина Брынцева