Ответственность за то, что происходит на алкогольном рынке, "Размазана" по министерствам и ведомствам, бьет тревогу замминистра сельского хозяйства Николай Архипов. В итоге, в стране покупают алкоголя больше, чем его официально производят, "причем 90 процентов левака идет с легальных заводов".
Сегодня на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова планируют обсудить, как эффективнее проводить госрегулирование алкогольного рынка. А накануне эту тему обсудили на "круглом столе", который организовал Совет Федерации с участием Торгово-промышленной палаты РФ.
"Нет одного контролирующего и надзирающего органа, - возмущался Николай Архипов. - У нас акцизными марками занимаются налоговики, хотя они должны заниматься только налогами. Нет контроля за левым алкоголем. Спиртное в провинции продают уже просто с лотков, с прицепов".
"Разорить Россию невозможно, а вот пропить, потерять по собственной глупой воле, думаю, уже можно. Мы подошли к последней черте", - поддержал замминистра первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. С такой оценкой ситуации в принципе согласны и другие участники дискуссии. Но что нужно сделать, чтобы отойти от этой "последней черты"?
Участники "круглого стола" полагают, что необходимо разработать концепцию национальной госполитики и на ее основе принять соответствующие законы. Нужны меры по ограничению потребления (например, не продавать спиртное тем, кто моложе 21 года, и в Госдуме, кстати, уже готов законопроект о привлечении нарушителей к уголовной ответственности). Нужно перекрыть каналы производства и распространения левого алкоголя. Надо как минимум уменьшить в несколько раз, а еще лучше вообще запретить рекламу спиртного в СМИ. Требуется также создать эффективную госсистему лечения и реабилитации больных алкоголизмом, причем производители алкоголя должны отчислять на эти цели средства (есть и такой законопроект в Госдуме). Безусловно, нужен и единый орган, который координировал бы всю эту работу и с которого можно спросить за провал.
А вот к идее вновь ввести в России единую ставку акциза на всю алкогольную продукцию эксперты отнеслись настороженно. "Мы это уже проходили год назад", - удивляется президент Национальной ассоциации слабого алкоголя (НАСА) Ольга Курбатова. Введение единой ставки акциза действительно привело тогда к спаду продаж слабоалкогольных напитков процентов на сорок. Возобладала так называемая северная модель потребления алкоголя, при которой народ отдает предпочтение крепким напиткам. "Если единая ставка будет введена, то это станет победой водочного лобби и проигрышем остальных участников рынка", - пояснила Ольга Курбатова корреспонденту "РГ".
О "северной модели" говорили на "круглом столе" много. В Европе уже давно предпочитают более слабый алкоголь. В России же борьба с "северной моделью" парадоксально привела к росту потребления крепкого алкоголя. Он уже составляет 60 процентов всего выпиваемого нами - в два раза больше, чем в среднем на Земле. Слабенькие напитки скромно ютятся на отшибе со своими тремя процентами рынка. Попытка вытеснить водку пивом тоже закончилась по-русски: потребляем пива уже почти как в Германии и Чехии, но водки пьем почти столько же, сколько и пили.
Вот и имеем то, что имеем. 2,8 миллиона россиян, вовлеченных в беспробудное пьянство. И это лишь официальная статистика. Независимые эксперты называют другую цифру - 5 миллионов. Три четверти населения пьет регулярно, из каждых ста человек два - законченные алкоголики. Приобщаться к застолью мы начинаем уже не в 13, как было десять лет назад, а в среднем в 11 лет. Всемирная организация здравоохранения определила лимит потребления алкоголя в пересчете на чистый этиловый спирт, после которого начинается деградация и вымирание нации: 8 литров на каждого жителя. Нам на лимиты наплевать: выпиваем около 15 литров чистого этилового в пересчете на каждую российскую душу (независимые эксперты и здесь не согласны, считают, что с учетом суррогатов и самогона будут все 25 литров). От болезней, связанных с пьянством, умирают ежегодно более 350 тысяч человек. Мужское население в среднем не доживает даже до пенсии. "Продление только на один год продолжительности мужской жизни даст дополнительно 4 процента роста ВВП", - сказал корреспонденту "РГ" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. Первым реальным шагом на пути к заветной цели могло бы стать обсуждение алкогольной проблемы на заседании Госсовета, считают эксперты. По материалам "круглого стола" решено разработать предложения для будущей концепции национальной госполитики развития алкогольной отрасли и отправить их в правительство.