Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) классифицировали четыре наиболее уязвимые группы банков - четыре зоны риска в российской банковской системе. По определенным соображениям мы опускаем конкретные названия, но количество и величина отдельных банков в целом все же достаточно большие, чтобы исключить разворачивание системного кризиса.
Первая зона - высокая (более 10 процентов) доля корпоративных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций) в активах. Самая маленькая - по масштабу концентрируемых ресурсов, на банки этой зоны приходится всего лишь 1,3 процента совокупных активов банковской системы.
В ней 50 банков. В среднем это небольшие банки: размер активов среднего банка этой зоны - 6 миллиардов рублей. Из крупных банков - 2 дочерних банка нерезидентов. Из крупных банков с российским капиталом здесь присутствует только один банк.
Вторая зона - высокая (более 10 процентов) доля привлеченных межбанковских средств (кредитов, депозитов и корсчетов) в пассивах. Эта зона - средняя по масштабу концентрируемых ресурсов, на банки этой зоны приходится 9,4 процента совокупных активов банковской системы. В ней 153 банка. В основном это умеренные по масштабам банки: размер активов среднего банка этой зоны - 15 миллиардов рублей. Из крупных банков - все с российским капиталом, дочек нерезидентов нет. Из них несколько государственных, эти банки можно считать защищенными. Есть два крупных банка из регионов: в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
Ловушка облигаций
Третья зона - высокая (более 10 процентов) доля обращаемых долговых обязательств (в основном - облигаций) в пассивах. Эта зона - средняя по масштабу концентрируемых ресурсов, на банки этой зоны приходится 9,7 процента совокупных активов банковской системы. В ней 133 банка. В среднем это чуть более крупные по размеру банки: размер активов среднего банка этой зоны - 17 миллиардов рублей. Из крупных банков - только один стопроцентный дочерний банк нерезидентов. В группу входят 4 крупных банка из регионов.
Четвертая зона - высокая (более 10 процентов) доля краткосрочных (сроком до года) иностранных пассивов в балансах банков. Эта зона самая большая по масштабу концентрируемых ресурсов, на банки этой зоны приходится 15,6 процента совокупных активов банковской системы. В ней 49 банков. В среднем это весьма крупные по размеру банки: размер активов среднего банка этой зоны - 77 миллиардов рублей. В зоне много стопроцентных дочерних банков нерезидентов. Все они в случае проблем могут рассчитывать на помощь материнских компаний. Есть здесь и 5 весьма крупных частных банков с российским капиталом.
Дойдут ли деньги вовремя...
К тому же не все в порядке и с механизмом прохождения выделяемых ресурсов. По сообщению агентства "ФК-Новости", выделение банкам крупных государственных средств должно сопровождаться принятием жестких правил по их использованию, заявил глава Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков. Опасения академика обоснованы его личным опытом: именно Примаков десять лет назад возглавил антикризисное правительство, фактически вытащившее российскую экономику из трясины дефолта 1998 года.
"Непонятно, - говорит Примаков, - почему это еще не сделано, поскольку предназначенные для оживления экономики деньги или пока что в основном оседают в банках, или предлагаются как кредиты по ставкам в несколько раз выше, чем те, по которым финансовые ресурсы передавались государством в банки".
Глава ТПП привел пример Кировской области, где из-за недоступности кредитных ресурсов находящиеся на финальной стадии и реализации инвестиционные проекты оказались на грани остановки.
"Это происходит повсеместно", - заявил Евгений Примаков. Таким образом, огромные ресурсы, выделяемые государством, могут оказаться бесполезными. Следует ввести жесткий контроль за тем, чтобы средства доходили до назначения, без этого поддержать реальный сектор экономики и справиться с кризисом будет невозможно, считает глава ТПП РФ.
...и кому достанутся
Также, по его мнению, сообщает "ФК-Новости", следует поддерживать компании, которые лидируют в своих отраслях, с помощью налоговой политики. Дело в том, говорит Примаков, что "разница в уровне производительности труда между 20 процентами лучших и 20 процентами худших предприятий в каждой отрасли составляет от 10 до 20 раз. Лучшие 20 процентов работают в 2,5-3 раза более эффективно, чем отрасль в среднем. Вот их и надо поддерживать". Особое значение, уверен Евгений Примаков, приобретает поддержка с помощью налоговой политики именно таких компаний-лидеров.
Срочными радикальными мерами поддержки, по мнению Примакова, должны стать "либерализация рынка закупок нового производственного оборудования без каких-либо ограничений; введение в полном объеме инновационных и инвестиционных льгот при установке нового, конкурентоспособного оборудования на срок минимум пять лет; разработка экономических мер по скорейшему изъятию парка производственного оборудования устаревшей техники, включая штрафы за использование машин и оборудования в возрасте свыше 15 лет".
При этом, считает Евгений Примаков, в качестве условия поддержки бизнесу следует рекомендовать использовать не менее половины чистой прибыли на цели инновационного развития, в первую очередь на кардинальное обновление основных фондов.