Депутаты Государственной Думы приняли в окончательном третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", тем самым избавив Федеральную антимонопольную службу (ФАС) от лишней работы. Новый закон уточняет перечень соглашений, о которых финансовые организации не обязаны направлять уведомления в антимонопольный орган.
Итак, согласно закону отныне финансовые организации, как являющиеся конкурентами, так и не являющиеся конкурентами, обязаны направлять уведомления только о тех достигнутых соглашениях, которые связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам. При этом для соглашений, достигнутых между финансовыми организациями, не являющимися конкурентами, введен дополнительный критерий - превышение стоимости активов каждой финансовой организации по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату над величиной, установленной правительством РФ. Помимо этого, исключается обязанность финансовых организаций направлять уведомления о соглашениях, достигнутых в устной форме и с организациями, не являющимися финансовыми (например, с торговыми организациями и риелторами). Кроме того, нет необходимости сообщать о соглашениях о расторжении или продлении срока действия ранее достигнутых соглашений, вносящих изменения технического характера, являющихся предварительными договорами и предусматривающих обязательство сторон заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Напомним, что сегодня согласно действующей редакции Закона "О защите конкуренции" финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями. Исключение составляют соглашения между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного правительством РФ, соглашения, являющиеся договорами о предоставлении финансовых услуг, и соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Однако из-за неопределенности при толковании положений части 9 статьи 35 данного закона финансовые организации либо не направляли информацию в антимонопольный орган, считая ее относящейся к обычной хозяйственной деятельности, либо под угрозой административного наказания направляли в антимонопольный орган излишнюю информацию обо всех достигнутых соглашениях.
Более того, судебная практика по делам о законности привлечения финансовых организаций к административной ответственности за нарушение порядка направления уведомлений в антимонопольные органы не является единообразной. В результате чего кредитные организации не имеют возможности добровольно исправлять правонарушения, которые они допустили в связи с неоднозначностью положений данной статьи. Поскольку добровольное направление уведомлений о соглашениях, заключенных менее чем год назад, приведет к наложению на кредитные организации штрафов в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей за каждое соглашение, о котором не было направлено уведомление.
Принятие же предлагаемых изменений делает норму закона более определенной, что позволит финансовым организациям добросовестно исполнять возложенные на них законом обязанности, а антимонопольному органу - оперативно обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.