Последние изменения в структуре исполнительной власти Иркутской области способны оказать существенное влияние на бизнес-среду региона. В октябре в Приангарье сменилась власть - в том смысле что вместо прежней областной администрации начало действовать региональное правительство. Министерства в нем разделены на четыре блока - экономический, социальный, блок регионального развития и природных ресурсов. Кроме того, временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области и председатель нового правительства Игорь Есиповский упомянул еще об одном блоке, который, судя по его словам, только формируется. Врио губернатора назвал его акционерно-коммерческим.
Главной задачей этого подразделения будет работа с коммерческими структурами, осуществляющими свою деятельность в области.
- И лесной и сырьевой комплекс в регионе развиваются хаотично, нас не устраивает то, как они платят налоги, не устраивает существующая система контроля над ними, - заявил Есиповский. - Поэтому сейчас мы пытаемся разработать такие механизмы, чтобы участвовать в регулировании этих процессов, не выходя за рамки закона.
Ныне основным инструментом влияния власти на политику частных компаний являются социальные соглашения. В числе других глава правительства назвал также вхождение в совет директоров АО представителей области как в роли наблюдателей, так и с правом голоса, участие в уставных капиталах, владение различными активами.
- Если создается компания по добыче сырья, мы должны участвовать в ее создании, если перерабатывающая структура - контролировать степень переработки и все вопросы, связанные с последствиями этой деятельности, в том числе и экологические, - пояснил Есиповский.
Но коммерческий блок должен изыскать и другие рычаги воздействия на существующие компании, с тем, чтобы их работа не ущемляла социальную сферу региона. В частности, по словам врио губернатора, в Усть-Илимске один из собственников крупного предприятия намерен провести модернизацию производства, в результате которой может значительно сократиться число рабочих мест. Исполнительная власть намерена привлечь корпорацию к разработке некоего инвестиционного проекта, который позволит трудоустроить высвобождаемых людей.
Игорь Есиповский также заметил, что новый блок правительства должен участвовать в реализации региональных проектов. В числе первоочередных - газификация региона, причем для этого предстоит выстроить более конструктивные отношения с Газпромом (сейчас они фактически заморожены, нет согласованности по ценам на газ, а также обеспечению сырьем газоперерабатывающих производств).
Наиболее крупные и значимые проекты будут курировать менеджеры в ранге не ниже замминистра регионального правительства.
Бизнес-сообщество региона пока никак не отреагировало на инициативу исполнительной власти. По мнению его представителей, идея пока выглядит слишком неоформленной, чтобы делать какие-либо выводы. К тому же после назначения нового главы региона от нее могут и вовсе отказаться.
Впрочем, в кулуарах высказываются опасения, что при поставленных задачах у власти будет слишком велико искушение использовать нерыночные рычаги воздействия на предпринимателей. Стало уже привычным, что наиболее крупные бизнес-проекты в Иркутской области превращаются в предмет политического торга. При неблагоприятном развитии ситуации та же судьба может постигнуть и куда менее масштабные начинания.
Другой риск, который, похоже, не принимают пока во внимание чиновники, заключается в ограниченных возможностях областного бюджета сохранять свою долю в капиталах совместных, частно-государственных компаний, например, при допэмиссиях. Особенно учитывая явно недостаточный опыт сотрудников регионального правительства в управлении ценными бумагами. В итоге область рискует потерять свои активы в наиболее привлекательных сферах экономики.