Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по информационному обеспечению предпринимательства и социологическая служба "Кассандра" провели мониторинг налогового климата для малого и среднего бизнеса. Как видно из результатов опроса, в целом появился умеренный оптимизм даже в условиях так называемого финансового кризиса. Что касается нюансов, то барометр общественного мнения отмечает пасмурную погоду. В чем причина расхождения? В малом бизнесе львиную долю составляют торговля и сфера услуг. Становление же производственных фирм, тем более инновационных, проходит мучительно, зачастую из-за непосильного налогового бремени.Создание нового продукта, поиск прогрессивных технологий отмечаются по затратам, риску и длительности цикла от стабильной реализации товаров повседневного спроса и предметов роскоши.
Не потому ли финансирование научных исследований и разработок в настоящее время осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета. Доля же частных компаний в общих затратах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляет всего 6, в то время как в развитых странах она колеблется от 65 до 75 процентов. В общем объеме продаж наукоемкой продукции на мировом рынке на долю России приходится всего 0,3 процента, а доля США составляет 20 процентов, Японии - 11 процентов, Германии - 8,5 процента.
Федеральный закон, внесший изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, освободил от обложения НДС операции по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование, выполнение организациями НИОКР, ввел дополнительный коэффициент амортизации в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. Однако, по экспертным оценкам, этого недостаточно, чтобы решительным образом активизировать инновационную деятельность в стране, ее малом и среднем бизнесе.
Президент ТПП РФ академик Евгений Примаков так формулирует первоочередные задачи, позволяющее инновационному бизнесу набрать обороты и занять подобающее место в экономике.
Первое. Необходимо освободить от налога на добавленную стоимость ввоз на территорию России технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также ввести льготные ставки НДС при реализации российского высокотехнологичного оборудования (навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров, ускорителей частиц и т.п.), наноматериалов и изделий из них.
Нужны также льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимого технологического оборудования.
Второе. Следует ввести пониженные ставки по единому социальному налогу для научных и инновационных организаций.
Третье. Рассмотреть вопрос о понижении до 16 процентов ставки налога на прибыль для научных и инновационных организаций. Представляется, что возможности для этого есть.
Четвертое. Следует исключить из налоговой базы средства, полученные организациями на осуществление научной и инновационной деятельности напрямую от коммерческих и некоммерческих организаций, т.е. вне зависимости от источника финансирования.
Пятое. Не следует взимать земельный налог с научных и инновационных организаций в отношении земельных участков, используемых ими исключительно в целях научной, научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности.
Шестое. Необходимо осуществлять налоговое стимулирование инновационной деятельности не только организаций, но и физических лиц. В этой связи предлагается отнести к выплатам, не подлежащим налогообложению вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений и рационализаторских предложений.
Седьмое. Нельзя забывать и о малом бизнесе. Увеличение до 60 миллионов рублей предельного объема годового оборота, дающего право малым предприятиям работать по упрощенной системе налогообложения, является весьма актуальным. Надо ускорить решение этого вопроса.